Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Владимир Алексеевич Щуко
Основные сведения
Гражданство

Российская империя — СССР

Дата рождения

5 июля 1878(1878-07-05)

Место рождения

Берлин

Дата смерти

17 января 1939(1939-01-17) (60 лет)

Место смерти

Москва

Работы и достижения
Учёба:

ИАХ

Работал в городах

Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Сочи

Архитектурный стиль

неоклассицизм

Важнейшие постройки

Библиотека имени Ленина, 19281940
Драматический театр в Ростове-на-Дону, 19301935
Памятник Ленину у Финляндского вокзала

Реставрация памятников

Таврический дворец, 1912, 1917
Усадьба Пушкиных в Михайловском, 1911

Нереализованные проекты

Дворец Советов (соавторы Б. М. Иофан, В. Г. Гельфрейх), 19331939
Новое здание МУЖВЗ, 1915

Владимир Алексеевич Щуко на Викискладе

Влади́мир Алексе́евич Щуко́ (5 июля 1878, Берлин — 17 января 1939, Москва) — русский, советский архитектор, художник театра, просветитель. Академик архитектуры (1911 г.). Видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг (см. Ретроспективизм). В советское время, в соавторстве с В. Г. Гельфрейхом — проектировщик нового здания Библиотеки имени Ленина и нереализованного проекта Дворца Советов в Москве; один из создателей сталинской архитектуры. Отец архитектора Юрия (Георгия) Щуко.

Содержание

Биография

Начало карьеры

Владимир Алексеевич Щуко родился в семье военного, вырос в Тамбове. Окончив Тамбовское реальное училище, в 1896 году поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, (мастерская Л. Н. Бенуа), которую окончил в 1904 г. со званием архитектора-художника и правом на пенсионерскую поездку. Совершил путешествие "через Константинополь и Грецию в Италию". Совет Высшего художественного училища приобрёл собрание его рисунков и набросков и продлил пенсионерство ещё на год. "Этот год работал исключительно в Италии" (Виченца, Мантуя, Рим); по возвращении провёл успешную выставку своих итальянских работ. Учась в Академии, путешествовал и по русскому Северу, побывал на Шпицбергене (1901). Разносторонне талантливый, Щуко был успешен и в живописи, и в театре — на сцене МХТ. Один из учредителей Музея Старого Петербурга (1907). Ранние практические работы Щуко — временные парковые и увеселительные постройки — несут печать модерна (1907—1911).

Предреволюционная неоклассика

Проект русского павильона на международной выставке в Турине. 1911 г. Архитектор В.А. Щуко.

В. А. Щуко примкнул к лагерю неоклассиков (ретроспективистов) ещё в своём дипломном проекте 1904 года. Его первый практический успех в неоклассике — постройка в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 г. Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине.

Получив международное признание и звание академика архитектуры (1911), Щуко стал одним из самых востребованных петербургских архитекторов, проектировал загородные усадьбы высшей знати, Дом губернского земства в Киеве (1914) и др. В то же время он руководил классом композиции в Обществе поощрения художников Н. К. Рёриха, возглавлял Женские архитектурные курсы (c 1913 года), воспитывал архитекторов в собственной мастерской. В их числе был и будущий постоянный соавтор Щуко, Владимир Гельфрейх.


Революционные годы

Строительство Московского банка (Невский проспект, д. 14), начатое по проекту Щуко, было остановлено в 1917 году.

В 1917 году Щуко реставрировал Таврический дворец, где последовательно размещались Временное правительство России, Всероссийское учредительное собрание и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Щуко принял новую власть, работал оформителем и карикатуристом, создавал памятники революционным вождям в Петрограде и Одессе.

В 1923 году были сооружены римско-дорические пропилеи Смольного (соавтор Голубев Г. Н.) — первая монументальная постройка советского периода в Петрограде. В том же году Щуко оформил «Иностранный» павильон на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

В 1924 году Щуко и Гельфрейх участвовали в конкурсе проектов Дома культуры Московско-Нарвского района (конкурс выиграл Н. А. Троцкий, но постройка была осуществлена по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского).

Щуко и Гельфрейх создали культовый образ советской истории — памятник Ленину на броневике (скульптор С. А. Евсеев) перед Финляндским вокзалом.

По проектам Щуко и Гельфрейха построены:

Большой Каменный мост (фрагмент), 1936—1938. Архитекторы В. А. Щуко, Минкус М. А., В. Г. Гельфрейх.

Дворец Советов

Щуко и Гельфрейх не принимали участие в открытых конкурсах проектов Дворца Советов, представив свою работу на третий, закрытый конкурс, когда первенство уже было признано за Б. М. Иофаном. Решением свыше усилия трёх архитекторов были объединены; образ Дворца, растиражированный прессой тридцатых годов, — плод их совместной работы.

В сентябре 1935 г. Щуко и Гельфрейх возглавили Вторую мастерскую Моссовета, работавшую над реконструкцией территорий, прилегавших к будущему Дворцу. Работа над проектом продолжалась до смерти Щуко в 1939 году; в то же время он проектировал и другие здания:

Неосуществленные проекты

  • Новый корпус Публичной библиотеки на Садовой ул. в Ленинграде (1928 г.; соавтор Гельфрейх В. Г.);
  • Госпром — Дом Государственной промышленности в Харькове (1925—1927 гг.; соавтор Голубев Г. Н.);
  • ДнепроГЭС (1929 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх; при участии Мунца В. О.);
  • Дом Советов в Туле (1929 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх; при участии Рожина И. Е., Щуко Ю. В.);
  • Дворец Труда в Иванове (1930 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх);
  • Военная школа в Московском Кремле (1930—1931 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх; при участии Мунца В. О.);
  • Памятник Т. Г. Шевченко в Харькове (1930—1931 г.; ск. С. А. Евсеев);
  • Театр в Харькове (1931 г.; соавторы: В. Г. Гельфрейх, Руднев Л. В.);
  • Театр МОСПС в Москве (1931 г.; соавторы: В. Г. Гельфрейх, Щуко Ю. В.);
  • Здание Московского областного комитета ВКП(б) (1931 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Великанов А. П., Поляков Л. М.);
  • Дом Трестов — Дом Промышленности в Свердловске (1932 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Великанов А. П., Поляков Л. М.);
  • Публичная библиотека в Ростове-на-Дону (1932 г.; соавтор В. Г. Гельфрейх, при участии Сегала Л. Б., Шухаевой Е. Н.);
  • Театр в Ашхабаде (1934 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Бобровский К. С., Великанов А. П., Щуко Ю. В.);
  • Дом Наркомтяжпрома в Зарядье (1935 г.);
  • Павильон СССР на международной выставке 1937 года в Париже (1936 г.; соавторы: Гельфрейх В. Г., Великанов А. П., Поляков Л. М., Щуко Ю. В.; конкурс);
  • Дом юстиции на Фрунзенской набережной — Наркомюст (1937 год; соавторы: В. Г. Гельфрейх, И. В. Ткаченко, И. Е. Рожин; конкурс);

Театральный художник

За свою жизнь В.А. Щуко оформил 43 спектакля, в том числе:

Преподавательская деятельность

Владимир Алексеевич похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Адреса в Петрограде — Ленинграде

1923—1934 — доходный дом К. Х. Кельдаля — улица Красных Зорь (Каменноостровский проспект), 13.

См. также

Источники

Архивные источники

  • РГИА, ф. 789, оп. 12, 1896 г., д. 65 "И". Личное дело академиста В.А. Щуко.

Литература

Ссылки

  • Биография [1]
  • Ретроспективизм Из словаря Власова
  • Проект для выставки 1936 в Париже [2]
  • Исторические фото и проект Библиотеки имени Ленина [3]
  • Таврический дворец, историческая справка [4]
  • Работа над «Электрозаводской» [5]