Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Шлюп тип судна, шлюп отчаянный, шлюп первой русской кругосветной экспедиции.

«Бигль» (в центре) на акварели Оуэна Стенли 1841 г. во время своего третьего путешествия близ берегов Австралии.

Шлюп (боевой корабль парусный, класс) (англ. sloop) в Британском королевском флоте XVIII − середины XIX в — корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан (captain). Определение не было универсально. По традиции, в него не включались устоявшиеся типы малых кораблей, например тендер (англ. tender) или шхуна (англ. schooner).

Содержание

Происхождение

Отсутствие ранга у шлюпов объясняется тем, что основой флота считались линейные корабли, при вспомогательной роли фрегатов.[1] Все остальные силы рассматривались лишь как второстепенные, и внимания их развитию уделялось мало. Часто (но не всегда) их обозначали общим термином англ. sloop-of-war.


Такая классификация была очень расплывчата, что и отразилось на практике. К шлюпам временами относили как специально построенные корабли, так и мобилизованные суда, захваченные призы и пр., подходившие под определение. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп (англ. ship-sloop), бриг-шлюп (англ. brig-sloop, brig-of-war), вооруженный бриг (англ. gun-brig), бомбардирский корабль (англ. bomb), и т. д.

Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Самые большие представляли собой миниатюрные 20-24 пушечные фрегаты с трехмачтовым прямым вооружением, имели батарейную палубу, полубак и шканцы. Самые малые были просто вооруженными ботами с одной мачтой, 1-4 пушками или фальконетами. В отличие от более крупных кораблей, шлюпы могли иметь и весла.[2]


Среди шлюпов в британской службе попадались шнявы (англ. snow), бретонские люггеры (англ. lugger), средиземноморские шебеки (англ. xebec), и даже арабские доу (англ. dhow). Случались даже береговые сооружения, внесенные в списки флота как шлюпы. Большинство же составляли гладкопалубные шлюпы с батареей на верхней палубе, вооруженные трехмачтовым кораблем[3] (во французском флоте их аналогом были корветы), или бригом.[4]

Французские Революционные и Наполеоновские войны

Корабли-шлюпы
Гладкопалубные[5] Полубачные[6]
Год В строю В ремонте

или в резерве

В строю В ремонте

или в резерве

1794 0 0 32 1
1797 10 0 43 2
1799 23 0 38 0
1801 22 3 34 0
1804 37 0 19 2
1808 27 7 49 3
1810 19 2 54 2
1812 12 1 50 1
1814 9 1 43 1

Приведенная динамика численности соответствует изменениям в приоритетах Британского Адмиралтейства. До 1805 года основными задачами были генеральное сражение линейных кораблей (для которых шлюпы, из-за хронической нехватки фрегатов, часто вели разведку) и защита от вторжения через Английский канал (уничтожение десантных средств и их прикрытия). Эти наступательные задачи требовали быстроходных и маневренных кораблей. Соответственно, число быстрых, способных на острые курсы гладкопалубных шлюпов стало расти.

К концу 1805 года линейные флота противников Британии были вытеснены с морей или уничтожены. На первый план все больше выступают «второстепенные» задачи флота: блокада, защита торговли, защита своего побережья, конвои, патрульная и посыльная служба. Для этого лучше подходили сильнее вооруженные, более мореходные, хотя и более медленные, тяжелые и увалистые трехмачтовые шлюпы полубачного типа. Снижение их численности в 18011804 гг объясняется приоритетом гладкопалубного типа, а также общим сокращением флота в результате Амьенского мира 1802 г.

По мере роста Британской империи к этим задачам прибавляются исследования, гидрографическая служба, поддержание отдаленных баз. Значение легких сил, особенно шлюпов, еще возрастает. Потребность в них превышает возможности кораблестроения и людские ресурсы. Характерно, что именно развитием шлюпов вызвано введение в Британском флоте звания коммандер (англ. Commander, полностью — англ. Master and Commander), промежуточного между капитаном и лейтенантом. Англо-Американская морская война 1812 года еще более обострила эту тенденцию.[7]

Переходный период

В 1817 г была пересмотрена британская система рейтингов по числу пушек. Определение шлюпа, следовательно, все более размывалось. С конца Наполеоновских войн шлюпы начинают проникать во флота других стран. Одновременно, Британия начинает для тех же целей строить и другие классы, например такой типично французский, как корвет.

За пределами Англии, типичный шлюп — это трёхмачтовый корабль второй половины XVIII — начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10−28 пушек. В русском флоте использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.

Начиная с 1820-х годов появляются парусно-паровые шлюпы. Вооружение их отходит от стандартного для века паруса. Встречаются варианты с пушками старого образца числом 30 и более, или с малым числом нарезных орудий большого калибра.

С переходом на полностью паровой флот класс шлюпов отмирает до начала Первой мировой войны.


Наиболее известные шлюпы

USS Constellation
  • США — «Констеллейшн» (Constellation)

Один из долгожителей эпохи паруса. Перестроен в шлюп в 1854 году из фрегата 1797 г постройки. По другим данным, заложен в 1853, назван в честь фрегата 1797 г постройки. [8] Выполнял дипломатические миссии (1854−1858), пресечение работорговли (1859−1861), морскую блокаду южных штатов во время Американской Гражданской войны, другие задачи. С 1894 г. учебный корабль. Состоял в списках флота до 1955 года. Сохранился до настоящего времени (начало XXI в.)


Примечания

  1. Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660−1783. Dover Publications, Inc., New York, 1987
  2. The Trafalgar Campaign: 1803−1805. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, pp. 8-11, 122−123.
  3. Fleet Battle and Blockade: French Revolutionary Wars 1793−1796. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, pp.113-115.
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806−1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 .
  5. Fleet Battle and Blockade…, p.115.
  6. The Trafalgar Campaign…, p. 123.
  7. The Naval War of 1812. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997. ISBN 1-55750-654-X
  8. [1]

Tags: Шлюп тип судна, шлюп отчаянный, шлюп первой русской кругосветной экспедиции.