Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Старопоморы федосеевцы, федосеевцы поморцы.

Федосеевцы (феодосиевцы) — беспоповское направление в русском старообрядчестве.

Содержание

Особенности

  • Убеждение в наступлении царства Антихриста.
  • Убеждение в совершенной испорченности российского государства.
  • Отрицали моление за царя.

История

Возникло в конце XVII- начале XVIII столетий на северо-западе европейской части России среди старообрядцев-крестьян и посадских. Основателем первой общины федосеевцев был бывший дьякон деревни Крестецкий Ям, близ Новгорода, Феодосий Васильев (16611711) из рода бояр Урусовых. Федосеевское согласие оформилось в начале 90-х годов 17в. На Новгородсих Соборах было сформулировано учение о бытии Церкви во времена царствования духовного антихриста. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. В 1706 году федосеевцы прекратили всякие отношения с поморцами.

С самого своего выделения федосеевцы отличались непримиримостью к государству и строгим аскетизмом. Они отрицали моление за царя на имя и еретический, а также не ведомый православной вере «безсвященнословный брак», так как считали, что наступило Царство Антихриста и продолжение рода человеческого преступно: «… 5-е, Брачное супружество совершенно отвергать законополагаем, потому что по грехом нашим в таковая времена достигохом, в ня же православнаго священства в конец по благочестию лишились. А посему и союзом брачным некому обязать, кроме как антихристовым попам, а безвенчанные браки имут запрещение от царя Алексея Комнина. Да и Апостол глаголет яко имущие жены яко неимущие будут»[1].

Со второй половины XVIII столетия федосеевцы постепенно становятся самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве, выражавшим в первую очередь настроения и интересы выходцев из деревни, вовлечённых в новые, капиталистические отношения. Их центром с 1771 года становится община Преображенского кладбища в Москве, основателем и первым наставником которой был И. А. Ковылин (17311809), богатый торговец и промышленник, родом из крестьян. Руководители общины выкупали крестьян, принявших учение федосеевцев, также часто община принимала и укрывала беглых крепостных, особенно женщин. Большинство же членов общины работало на хлопчатобумажных мануфактурах в Лефортово и жило там же.

В первой половине XIX века руководство федоссевцев находится у крупных предпринимателей и промышленников — Е. Ф. Гучкова, Зиминых и других. Вероучение постепенно утрачивает свою радикальную религиозную направленность. Социальная дифференциация постепенно привела к выделению самостоятельных организаций — рижских и польских федосеевцев («новожёнов»), признававших брак, заключаемый простецом — и входивших в «согласие» — аристовцев и кондратьевцев, требовавших соблюдения суровых аскетических норм. Часть федосеевцев, тяготившихся безбрачием, перешла в поморские общины брачного согласия, а некоторые — в единоверие.

Во второй половине XIX столетия федосеевцы перестают играть руководящую роль в беспоповстве и постепенно превратились в достаточно закрытую, замкнутую религиозную организацию.

Современность

В настоящее время федосеевцы проживают в России (главным образом в её центральных областях), а также в странах Прибалтики. Число федосеевцев не уменьшается, а в местах традиционного проживания даже имеет небольшую тенденцию к росту. Миссионерской деятельности федосеевцы не ведут, но приветствуют возвращение в лоно Церкви потомков федосеевских родов. Большие зарегистрированные общины существуют в Москве (Преображенское кладбище) и Казани, численность прихожан – несколько сотен человек. Еще несколько общин существуют в местах традиционного проживания старопоморцев, например, в Тонкинском районе Нижегородской области. Незарегистрированных общин, то есть самоорганизованных религиозных групп, гораздо больше. Сами федосеевцы называют цифру в 200-300 групп, потому что выпускаемый в трехстах экземплярах церковный календарь, который обычно покупается один на общину, расходится по России и в странам Прибалтики без остатка[2]

Примечания

  1. Приговор или уложение Новгородскаго собора 1694 года». См. книга Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб., 1898 г.
  2. В центре Москвы 300 лет ждут прихода антихриста

Литература

  • Попов Н. И. «Сборник для истории старообрядчества», т.1 Москва 1864
  • Попов Н. И. «Материалы для истории беспоповских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия», Москва 1870
  • Попов Н. И. «Из истории Преображенского кладбища», Москва 1862
  • Быковский И. К. «Преображенский приход старообрядцев-феодосиевцев старопоморского благочестия в Москве», Москва 1907
  • Миловидов В. Ф. «Старообрядчество в прошлом и настоящем», Москва 1969
  • Подмазов А., «Современное старообрядчество в Латвии», Рига 1969.

Ссылки

  • Сайт Старообрядцев-беспоповцев Федосеевского согласия
  • Глава: 39. Выделение беспоповщины: Федосеевцы. из книги Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века.
  • История Федосеевцев и Преображенской старообрядческой общины
  • История Федосеевцев Вятского края (вторая половина XVIII — начало XX вв.)

Tags: Старопоморы федосеевцы, федосеевцы поморцы.