Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Софисты и сократ реферат по философии, софисты о целях философии и жизни человека, софисты младшие старшие.

Статья по тематике
Древнегреческая философия


Предфилософская традиция (VIII—VII вв. до н. э.)

Акусилай  · Гомер  ·
Гесиод  · Лин  · Мусей  · Орфей  · Ферекид  · Эпименид

Натурфилософия (VII—V вв. до н. э.)

Милетская школа (Фалес  · Анаксимандр  · Анаксимен)

Пифагорейцы (Пифагор  · Алкмеон Кротонский  · Архит  · Тимей Локрский  · Филолай)

Элеаты (Ксенофан  · Парменид  · Зенон Элейский  · Мелисс)

Школа Гераклита (Гераклит  · Кратил)

Школа Анаксагора (Анаксагор  · Архелай  · Метродор Лампсакский)

Атомисты (Левкипп  · Демокрит  · Метродор Хиосский)

Вне школ (Эмпедокл  · Диоген Аполлонийский)

Софисты (V—IV вв. до н. э.)

Старшие софисты (Протагор  · Горгий  · Тисий  · Антифонт  · Продик  · Гиппий Элидский  · Ксениад)

Младшие софисты (Фрасимах  · Калликл  · Критий  · Ликофрон  · Алкидам

Классический период (V—IV вв. до н. э.)

Сократ

Платоники (Платон  · Спевсипп  · Ксенократ из Халкидона  · Полемон  · Крантор · Кратет Афинский · Клеарх)

Мегарская школа (Евклид из Мегары  · Стильпон · Диодор Крон · Евбулид · Клиномах)

Киники (Антисфен  · Диоген Синопский)

Киренаики  · (Аристипп  · Арета Киренская  · Аристипп, сын Ареты  · Феодор-Атеист  · Гегесий  · Аникерид  · Эвгемер)

Элидо-Эретрийская школа  · (Федон из Элиды  · Плистен из Элиды  · Менедем)

Другие сократики (Главкон из Афин  · Кебет  · Критон  · Симмий  · Симон-кожевник  · Эсхин)

Перипатетики (Аристотель  · Теофраст  · Эвдем Родосский  · Стратон  · Аристоксен  · Дикеарх  · Клеарх)


В Викисловаре есть статья «софистика»

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

Содержание

Периодизация и основные представители софистики

Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него.

Диоген Лаэртский[1]

В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики:

Вторая и третья софистики назывались лишь по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи и стиль классических софистов.

К наиболее известным старшим софистам (их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э.) относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский.

К наиболее известным младшим софистам (их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э.) относятся Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах.

Источники и фрагменты

От большинства софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты или свидетельства. В более-менее полном виде сохранились лишь следующие тексты:

  • Горгий. Сохранились две речи: «Похвала Елене» и «Защита Паламеда». В настоящее время считают эти речи подложными.
  • Антифонт. Сохранилось несколько речей (так называемая «тетралогия») и фрагмент сочинения «Истина».
  • Критий. Через Секста Эмпирика до нас дошёл фрагмент текста «Сизиф». По мнению большинства современных исследователей, этот текст не принадлежит Критию.
  • «Двоякие речи» анонимного автора.

Основными древними источниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Флавий Филострат и другие.

Все фрагменты и свидетельства о софистах собраны в труде Дильса — Кранца. На русский язык переведены единственный раз Маковельским. Перевод осуществлялся зачастую с немецкого языка, в настоящий момент считается устаревшим и подвергается критике.

Основные идеи

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно[источник не указан 348 дней].

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.

К IV в. начался упадок софизма[источник не указан 523 дня]. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Софисты и религия

В эпоху Перикла софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусство и риторика вытеснили религию.

Карл Маркс[2]

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.

Протагор был агностиком и приобрел славу безбожника. В своем сочинении «О богах» он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни»[3].

Некоторые софисты (Диагор Мелосский и Феодор Киренский, получивший даже прозвище «безбожник») прямо отрицали существование богов. За голову Диагора была назначена награда — он разгласил таинство элевсинских мистерий.

Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всего полезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы.

Этический релятивизм софистов

Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание добродетели. Он полагал, что существует два уровня законов: естественный и социально-нравственный.

Некоторые софисты полагали, что нравственность является врожденным качеством человека, хотя и проявляется она поздно. Отсюда их негативное отношение к существующей морали как неспособной быть истинной. Они приравнивают искусственное и противоестественное. В результате появляется точка зрения об условности законов морали и общества для человека. Соответственно, нравственное поведение человека заключается, прежде всего, в соблюдении общепринятых норм поведения.

Софисты сделали важное наблюдение, характеризующее специфику норм морали как норм, кодирующих неприродные общественные отношения между людьми. Их нарушение связано с позором и наказанием только в том случае, если это нарушение замечено другими людьми. Если оно не замечено, то нарушителю ничего не грозит.

В греческом полисе не было разделения на частную и гражданскую жизнь. Закон добродетели равнялся закону полиса. Человек был прежде всего гражданином полиса, поэтому в качестве морального субъекта он был публичным человеком. Это было не лицемерие, поскольку наедине с собой он переставал быть нравственным.

Примечания

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 348—349.
  2. Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, 2-е изд., т. 1, с. 99
  3. DK 74 B 4

Источники

Сочинения

  • Diels Н. von, Fragmente der Vorsokratiker, 12 Aufl., В., 1966
  • Софисты. Вып. 1—2. Баку, 1940—1941

Литература

  • Гиляров А. Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. М.. 1888.
  • Гиляров А. Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1891.
  • Ягодинский И. И. Софист Протагор //Ученые записки императорского Казанского университета.1906.Т.73.Кн.12. С.1-35.
  • Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук.1918.С.2285-2306.
  • Лурье С. Я. Антифонт, творец древнейшей анархической системы. М., 1925.
  • Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929
  • Осипова В. Г. О природе софистики, — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1964.
  • Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969
  • Дубко Е. Л., Зубец О. П., Шклярик Е. А. Человек в системе природных координат у Демокрита и софистов. // Мораль, общество, личность. — М.: Изд-во Московского университета, 1980. — С. 99-102.
  • Морозкина З. Н. Софист Горгий и его учение о бытии// Античность и современность. М., 1982. С.126-133.
  • Светлов В. А. О разрешимости одного неразрешимого спора, или Следовало ли Протагору подавать в суд на Еватла //Философские науки.1992.№ 2.
  • Максимов А. А. Концептуальное различие теории и техники аргументации софистов и Платона // Жизненные миры философии. Екатеринбург, 1999. С. 171—208.
  • Кассен, Барбара. Эффект софистики. Перевод с французского А.Россиуса. М., СПб., 2000. — 238 с. — ISBN 5-85133-061-9, ISBN 5-7914-0056-4.
  • Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии и философия софистов: Протагор и Ксениад // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск,2001. № 1. С.43-48.
  • Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии: Продик и Критий.// Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск,2003. № 1. С.20-23.
  • Медведев А. Ф. Добро и зло в воззрениях софиста // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. СПб., 2001. 4. С.372-397.
  • Краснопольская А. П. Софистика и софисты //Человек. М.,2004.№ 5.С.67-78.
  • Краснопольская А. П. Софистика и педагогика //Противоречие и дискурс. М.: ИФРАН, 2005. С.157-169.
  • Dupréel F., Les sophistes, P. — Neuchâtel, 1948
  • Gomperz H., Sophistik und Rhetorik…, Nachdruck, Lpz., 1965
  • Jaeger W. W., Paideia, Bd 1, B., 1959
  • Guthrie W. K., A history of Greek philosophy, Camb., 1969, р. 1—322
  • Reding J.P. Fondements philosophiques de la rhetorique chez les sophists grecs et chez les sophists chinois.Berne,1985.

См. также



Tags: Софисты и сократ реферат по философии, софисты о целях философии и жизни человека, софисты младшие старшие.