Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Рутульцы интересное, рутульцы религия.

Рутульцы
Самоназвание

мыхIадыбыр

Современный ареал расселения и численность

Всего: 37 000
 Россия:
  35 240 (2010)[1];

 Азербайджан: 900[4]
 Украина: 137 (2001)[5]
 Казахстан: 82 (2009)[6]
 Грузия: 103 (1989)[7]
 Узбекистан: 53 (1989)[8]
 Туркмения: 33 (1989)[9]
 Белоруссия: 1 (2009 года)[10]

Язык

Рутульский

Религия

ислам, суннитского толка

Расовый тип

Каспийский подтип переднеазиатской ветви европеоидной расы[11]

Входит в

Лезгинские народы

Родственные народы

Агулы, арчинцы, будухи, крызы, лезгины, табасараны, удины и цахуры

Рутульцы (самоназвание рут. мыхIадыбыр, мыхIад)[12] — народ, коренное население юго-западной части Южного Дагестана (Рутульский, Бабаюртовский и Кизлярский районы), а также северо-восточного Азербайджана (Шекинский район и Кахский район)[13].

По результатам переписи 2002 года численность рутульцев в России составила 29 929 человек[2], по данным переписи 2010 года — 35 240[1].

Также рутульцы проживают в Азербайджане, где их численность составляет по оценкам специалистов около 900 человек, хотя национальная перепись населения 1999 года рутульцев не учитывала[4].

Общая численность рутульцев в мире — около 37 000 человек.

Содержание

Численность и расселение

Карта расселения рутульцев на Кавказе

В России по переписи населения 2002 года проживало 29,9 тыс. рутульцев, из них в Дагестане — 24,3 тыс.; по переписи населения 2010 года проживало 35,2 тыс. рутульцев, из них в Дагестане — 27,8 тыс. человек. Сельских жителей среди рутульцев в России — 65 % (2002), 58 % (2010)[2][1]. В Азербайджане, по данным последней советской переписи 1989 года рутульцев было 850 человек.

Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах Дагестана:

Рутульцы-горожане проживают в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Хасавюрте и в др. городах Дагестана.

Рутульцы по численности занимают седьмое место среди коренных народностей Дагестана. Имеющиеся данные отмечают то рост, то уменьшение численности рутульцев. Так, в 1926 году число рутульцев в СССР составило 10,5 тыс.чел[19], в 1959 — 6,7 тыс. чел[20]. Уменьшение численности рутульцев стало результатом советской национальной полититки, когда поощрялась искусственная консолидация малых народов. В результате часть дагестанских рутульцев стала лезгинами, а те, которые проживали в Азербайджане, — азербайджанцами. Согласнo теоpетическим установкaм советских вpемен (XXII съезд КПСС), пpоцессы интернационaлизации и cлияния нaций и нaродов рaссмaтривaлись кaк историчeски видимaя, реaльная перспективa, а исчезновeние языкoв мнoгих нарoдов считaлось вполнe прогрeccивным явлeнием. Поэтoму слияниe нарoдов в Дагестане рaссматривaлось кaк прогресcивный, нeизбежный прoцесс. В советские времена, при переписи 1939 года у малых народов Южного Дагестана не было возможности указать свою национальность в паспорте[21], если рутулец указывал свою нацию как рутулец, то её изменяли на лезгин[22]. Тоже самое было в отношении цахуров, агульцев и др., хотя до этого эти самые народы участвовали в переписи[21].

Этноним

Этноним «рутульцы» (не следует путать с античными рутулами в Италии) происходит от наименования селения Рутул. По-рутульски оно называется МыхІаІд, а сами себя его жители называют мыхIадыбыр, мыхIад. Рутулом называют это селение азербайджанцы и частично лезгины, от которых оно и вошло в русский язык[23]. Этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился лишь в годы Советской власти[24]. Общего самосознания у рутульцев нет, поскольку они называют себя по имени тех селений, в которых проживают[25][26]. В частности шиназцы (сыназрабор), ихрекцы (ирекдыбор), борчинцы (буджедбор), хновцы (хинадбы) и так далее[23]. Как отмечает Л. И. Лавров, о своём языке рутульцы могли сказать, что они разговаривают не по-рутульски, а на «шиназском» языке, «борчинском», «хновском» и других[27]. К цахурам и рутульцам употребляют также название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось[28].

Цахуры называют рутульцев мыхашура, агьакъбы, лезгины — мыдхадар, рутулар, вана-вацӀар (вана — верхняя, вацӀ — река, то есть люди, живущие в верховье реки)[26].

История

Ранняя история

В IV веке до нашей эры многочисленные племена, говорившие на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков, объединились в союз 26 племён, образовав в восточном Кавказе государство Кавказская Албания. К ним относились албаны, гелы, леги, утии (удины) и гаргары и другие. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров[29]. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-зал-ар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) „народность“ как понятия этимологически общего плана»[30]. По мнению же Р. М. Магомедова, упоминаемые армянским географом VII века народ «хеноки», и есть рутульцы, но аргументы в подтверждение своей гипотезы он не приводит, и, с точки зрения Л. И. Лаврова, данное положение кажется сомнительным[31]. Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV века цахуры и рутульцы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры»[32].

По преданию Рутул образовался из 7 мелких аулов, Шиназ — из пяти[33]. Л. И. Лаврова полагает, что селение Рутул существует давно. На одном из его улиц им было обнаружено селище, возникшее ещё до VIII века[24]. Однако первые сведения о местах проживания рутульцев появляются в трудах средневековых авторов. В частности арабский космограф XIII века Закария ал-Казвини упоминает рутульское селение Шиназ. «Хновская рать», то есть ополчение жителей селения Хнов упоминается в 1598 году, в числе союзников тарковского шамхала, но по литературным данным, Хнов существовал уже около 1560 года[34]. Первые упоминания о селении Кича относятся под 1741 годом, Кина — под 1835, Борч и Джилихур — под 1838, Кала — под 1848, Хунюк, Уна, Вруш и Пилек — под 1856 годом[35]. В XVII веке рутульцы частично переселились на равнины Северного Азербайджана[36].

Период феодализма

Вплоть до присоединения к России рутульцы вели постоянные войны с соседями. Известно, что жители Рутула в 1432 году вместе с войсками султана Кара-Коюнлу Искандера совершили неудачное нападение на Цахур, но уже в 1495/96 году они вместе с цахурцами воевали против лезгинского селения Хурюг, помощь которому оказало другое лезгинское селение — Ахты. В 1536/37 году (или, по другому, известию в 1540/41 году) рутульцы и лакцы сожгли Ахты. Дербентские войска, очевидно поддерживающие ахтынцев, в 1541/42 году ограбили и сожгли Рутул. Вслед за этим, рутульцы в 1542/43 году вместе с кубинцами ограбили Ахты[37]. Сословно-поземельная комиссия оставила сведения о родословной рутульских беков, составленной в 1873 году, согласно которой рутульские беки, начиная с Кази-бека, живут в Рутуле с 1574 года[38]. К 1728 году относиться первое упоминание о Рутульском магале, но не исключено, что он существовало и в более ранее время[34]. Жители рутульских селений, в числе других народов Дагестана, оказали сопротивления вторгшимся в регион персидским войскам Надир-шаха. Предания гласят, что Надир-шах осаждал Рутул, но не смог его взять. Однако, согласно документам, отряд под командованием Аллаверди-хана в 1741 году овладел Рутулом, Лучеком, Ихреком, а потом и Кичой («Хачо»)[39].

В 1730-х годах рутульцы вели семилетнюю войну против лезгинского селения Хрюг и помирились с ним в 1739/40 году[37]. В конце концов рутульцам удалось подчинить Хрюг и вместе с другим лезгинским селением Зрых присоединить к своему магалу. В XVIII веке рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, находившиеся до этого в составе Ахтыпаринского магала. Несмотря на это, два рутульских селения (Ихрек и Мюхрек) находились в составе Казикумухского ханства, а другие два — Хнов и Борч, и после включения Южного Дагестана в состав России, оставались под властью Ахтыпаринского магала[40].

Россия и советский период

Нынешний Рутульский район являлся одним из наиболее глухих уголков дореволюционного Дагестана[41]. В 1926 году грамотных среди рутульцев было всего 4,2 %, большинство из которых могли лишь механически прочитать суру Корана и кое-как расписаться по-арабски[42]. Перепись 1926 года зафиксировала только 41 рутульца, знающих русскую грамоту, в том числе только 1 женщину[43]. До 1955 года в школах обучение у них велось на азербайджанском языке, а с 1955 года по желанию рутульцев и цахур занятия стали вестись на русском языке[44]. Ныне среди них нет неграмотных людей.

Проведённая в 1926 году перепись населения зафиксировала в СССР 10 495 рутульцев, все в сельской местности[45]. В 1929 года был образован Рутульский район. По переписи 1959 года в СССР проживало 6732 рутульца[46].

Вместе с другими народами в битвах с фашистскими захватчиками сражались и рутульцы. В ряды армии (по неполным данным) за годы войны из Рутульского района, как добровольцами, так и в порядке мобилизации было призвано около 1000 человек, в том числе из Рутула более 400 человек, из Шиназа 267, из Ихрека около 200, из Лучека более 100, из Мюхрека 72 человека и из Хлюта 150. Большое количество рутульцев были награждены правительственными наградами. Многие воевавшие рутульцы погибли смертью храбрых. Гордостью рутульского народа является Гасрет Алиев — Герой Советского Союза из села Хнов (рут. Хин).

Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191 рутульцы были отнесены к коренным малочисленным народам Республики Дагестан[47]. По переписи 2002 года в России проживало 29,929 рутульцев[48], а согласно переписи 2010 года их численность в стране увеличилась до 35,240 человек[49].

Религия

Верующие рутульцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб)[50]. По данным источников, рутульцы рано были обращены в ислам. На территории их проживания имеются множество куфических надписей, относящихся к XI—XIII векам. В частности, в рутульском селении Хнов обнаружена надгробная плита Магомеда ибн Асада, датируемая 675 годом, что является одним из наиболее ранних памятников мусульманской культуры на Кавказе[51]. По преданию жители Ихрека долго сопротивлялись принятию ислама, а около нынешнего лакского аула Аракула после появления здесь ислама ещё долгое время продолжало существовать селения Сиях, жители которого исповедовали иудаизм[31].

Ислам среди рутульцев спокойно уживался с пережитками древних народных верований. У рутульцев существуют святилища — уджагьабыр, являющиеся разновидностью кавказских пиров. Они существуют не только в рамках общерутульских, но и как внутритухумных святилищ[52]. Один из старейших пиров — пир XV века в Хнове[53].

История религии

Ислам суннитского начал распространяться среди рутульцев с VII века.

Наиболее ранние попытки арабов утвердиться в Дагестане относятся к VII веку, и на территории рутульцев они имели наибольший успех. Об этом свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда-ибн-Асада-ибн-Мугал, погребённого в Хине (Хнове) в 675 году[54].

О ранней исламизации рутулов свидетельствуют и самые ранние в горах Дагестана памятники строительной эпиграфики, найденные в некоторых селах рутулов. Это камень в стене здания мечети селения Лучек, на котором высечен текст хронографа на арабском языке, относящего утверждение ислама здесь к 128 году хиджры (то есть, 745/746 году)[55][56].

Другой камень с текстом хронографа сохранился в мечети селения Ихрек, в нём говорится «о восстановлении разрушенной мечети в 407 году хиджры»[57].

Язык

Говорят на рутульском языке, относящийся к лезгинский ветви нахско-дагестанских языков. Наиболее ему близки цахурский, крызский и будухский языки[58]. В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственной рутульский, шиназский, мухрекско-ихрекский и борчинско-хинавский[59]. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «гье», а жители квартала Фурахе — «гьед»; у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее[60].

До революции рутульцы пользвались арабским письмом. После установление Советской власти в рамках языковой политики поднимался вопрос и о создании рутульской письменности. В постановлении 5-й Сессии ЦИК Дагестанской АССР 7-ого созыва сказано: «НКПросу и Институту Дагкультуры наметить ряд мероприятий по изучению возможности создания для мелких горских народностей (агульцы, рутульцы, дидоевцы) письменности и учебников на их родных языках», но впоследствии как пишет Лавров «создание рутульской письменности было признано нецелесообразным»[60]. 10 августа 1990 года вышло Постановление Совета Министров Дагестанской АССР о введении статуса письменности на базе кириллицы (русской графики) для агульского, цахурского и рутульского языков и утверждение алфавитов для этих языков[61]. В настоящее время рутульский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан[62].

Все рутульцы двуязычны, большинство населения владеет тремя и более языками. Языками межнационального общения для рутульцев являются русский.

В 2006 году Семедовым С. А. и Джамаловым К. Э. выпущен рутульско-русский словарь (ихрекский диалект). Проф. Джамалов К. Э. является составителем грамматики рутульского языка на основе кириллицы.

Из истории письменности

С проникновением ислама широкое распространение получили арабская письменность и арабская литература, которые способствовали тому, что сами аборигены стали запечатлевать некоторые исторические сведения в различных хрониках, надгробных плитах, на строительных камнях, сооружаемых в стенах мечетей и минаретов. Эти сведения и являются единственным «архивом» исторического прошлого всех народов Дагестана.

В этом отношении особенно отличался Самурский округ, который называли «центральным пунктом арабской колонизации в Дагестане»[63][64][65].

Это сказалось на распространении арабских надписей, сделанных куфическим письмом. Л. И. Лавров называет верховье р. Самур, где проживают рутульцы, «самым богатым на Кавказе районом распространения куфических надписей»[66]. Такое обилие куфических надписей на сравнительно небольшой территории, населённой рутульцами, доказывает, что «там [на территории рутульцев] преимущественно и скорее, чем где-либо, принялся и привился арабский элемент, привнесённый туда последователями пророка (с. А.а.в.), что эпохой процветания его должно считать конец XII и начало XIII вв.»[67]

Культура и быт

Ремесла и промыслы

Основные занятия — животноводство (отгонное овцеводство и разведение крупного рогатого скота) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры — рожь, яровая и озимая пшеница, полба, ячмень, просо. Традиционные домашние промыслы — ковроткачество, сукноделие, производство шерстяной вязаной обуви, войлока, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и другое[68]. Село Шиназ ещё в средневековье славилось своим ремеслом. Шиназские ремесленники изготовляли оружие, кольчуги (дир), панцири (джавашин) и другие виды вооружения[69].

Традиционное жилище

Рутульцы строили селения в труднодоступных местах. Частые войны и набеги врагов вынудили рутульцев для усиления обороноспособности возводить крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни.

Типы жилища

Традиционные жилища рутульцев:

  • наиболее ранний — одноэтажный или приподнятый на высоких каменных столбах однокомнатный дом, стоящий отдельно от хозяйственных построек;
  • двухэтажный без двора и надворных построек;
  • одноэтажный или двухэтажный дом с небольшим открытым двором, где имеются хозяйственные и подсобные помещения[68].

Традиционная одежда

Рутулка в традиционной одежде

Рутульская традиционная одежда похожа на одежду других народов южного Дагестана. Одежда мужчин: рубаха туникообразного покроя (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор — папаха из длинноворсной овечьй шкуры (бармак), обувь — вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда — распашной длинный халат — валжаг. В пограничных с Азербайджаном селениях — короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор — мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь — вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде присутствовали серебряные украшения[68].

Национальная кухня

Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространённые блюда: гырц (пирог с мясом или травой), хинкал разных форм и размеров, гырцбыр (курзе), пицца, шашлык, плов, дулма (голубцы), просяная и толоконная каши, пироги с различными начинками[68].

Фольклор

У рутульцев развиты различные жанры фольклора: пословицы, поговорки, сказки, легенды, обрядовые песни, ашугская поэзия. Рутульские поэты и певцы известны своим творчеством далеко за пределами Рутульского района[68].

Общество

Преобладающей формой семьи у рутульцев была малая, хотя в XIX — начале XX веков сохранялись отдельные большие неразделенные отцовские семьи. Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и прочее[68].

Известные представители

Религиозные деятели

Военные деятели

Общественные деятели

  • Магомедов Керим — член Российской академии государственной службы при президенте РФ
  • Ибрагимов, Ибрагим — начальник Управления при Правительстве РД, член Общественной палаты РД.
  • Ашурбеков Тофик (род. 1960)— заместитель прокурора Вологодской области, доктор юридических наук, член Российской Академии Естествознания,[71] , старший советник юстиции, член Научно-консультативного Совета при Генеральной прокуратуре РФ[72][73][74]
  • Гарунов Ибрам — судья Верховного Суда РД[75]

Наука

Спорт

Культура, искусство, поэзия

Музыка

Турция

  • Ибрахим Шинаси-старший (XIX век)- крупный военачальник Турции. Погиб под Шумлой.
  • Ибрахим Шинаси Эфенди — известный турецкий поэт, писатель, публицист, общественный и политический деятель, журналист, основатель турецкой драматургии[86][87], участник революции 1848 года во Франции[88], переводчик, один из первых авторов Танзимата[89]. После учёбы во Франции стал выпускать самую популярную и влиятельную в Турции газету «Тасфиру эфкяр» («Изображение мыслей»). Шинаси увлекся реформой турецкого языка, созданием настоящей турецкой литературы и добивался, чтобы книги писали не для избранных, а для народа. Кроме того, Шинаси с Намык Кемалем занялся реформой государственного устройства Турции и стал основателем танзимата, подхваченного Ататюрком в 19181919 годах.

Сирия

Примечания

  1. ↑ Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. ↑ Всероссийская перепись населения 2002. Национальный состав населения с самоназваниями и в том числе.
  3. ↑ Этносостав населения Дагестана. 2002
  4. ↑ Ethnic People Groups in Azerbaijan. Joshua Project
  5. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  6. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения)
  7. Перепись в Грузии 1989 года
  8. Перепись в Узбекистане 1989 года
  9. Перепись в Туркменистане 1989 года
  10. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  11. Расы и народы. — Olma Media Group, 2007. — С. 454. — ISBN 5373006548, 9785373006545
  12. Книга «Рутулы» — Мусаев Г. М. (доцент кафедры Истории Дагестана ДГУ).
  13. Рутульцы
  14. Шеки
  15. Шин
  16. Шорсу
  17. Дашюз
  18. Айдынбулаг (азерб.)русск.
  19. Демоскоп, 1926
  20. Демоскоп, 1959
  21. ↑ Перепись в СССР в 1939 году
  22. Диссертация «Роль русского языка в интернационализации культур народов СССР» автореферат специальность ВАК 09.00.02 — Теория научного социализма и коммунизма | disserCat — эле …
  23. 1 2 Агеева, Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. — Academia, 2000. — С. 272. — ISBN 5-87444-033-Х
  24. 1 2 Ибрагимов Г. Х. Рутульский язык: Синхрония и диахрония. — Махачкала: Изд. Дом «Народы Дагестана», 2004. — С. 18.
  25. Народы Кавказа / Под общ. ред. С. П. Толстова. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — Т. 1. — С. 537.
  26. 1 2 Булатова А. Г. Рутульцы // Народы Дагестана. — М.: Наука, 2002. — С. 416. — ISBN 5-02-008808-0
  27. Лавров Л. И. Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 3. — С. 110.
  28. М.М. Ихилов Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 22.
  29. М.М. Ихилов Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 53.
  30. Г. Х. Ибрагимов Историческая характеристика самоназвания цахурцев йихъбы // Ономастика Кавказа: межвузовский сборник статей. — Северо-Осетинский гос. университет им. К.Л. Хетагурова, 1980. — С. 67.
  31. 1 2 Лавров Л. И. Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 3. — С. 113.
  32. М.М. Ихилов Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 62.
  33. Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 59.
  34. 1 2 Народы Кавказа / Под общ. ред. С. П. Толстова. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — Т. 1. — С. 537-538.
  35. Л.И. Лавров Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 3. — С. 114.
  36. Л.И. Лавров Историко-этнографические очерки Кавказа. — Наука: Л., 1978. — С. 36.
  37. 1 2 Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М.: Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 176-177.
  38. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 103.
  39. Лавров Л. И. Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 3. — С. 118.
  40. Л.И. Лавров Рутульцы // Народы Дагестана: сборник статей. — Изд-во Академии наук СССР: М., 1955. — С. 195.
  41. Ихилов М. М. Материалы по этнографии рутулов и цахур // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. — М., 1960. — В. XXXIII. — С. 28.
  42. Народы Кавказа / Под общ. ред. С.П. Толстова. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — Т. 1. — С. 543.
  43. Л.И. Лавров Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 3. — С. 149.
  44. Ихилов М. М. Материалы по этнографии рутулов и цахур // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. — М., 1960. — В. XXXIII. — С. 30.
  45. Всесоюзная перепись населения 1926 года.Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  46. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  47. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОССОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 18.10.2000 N 191 О КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН. lawru.inf. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  48. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. «Демоскоп».
  49. Всероссийская перепись населения 2010 года. Национальный состав населения Российской Федерации. «Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  50. РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ. www.isras.ru. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  51. Ихилов М. М. Материалы по этнографии рутулов и цахур // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. — М., 1960. — В. XXXIII. — С. 26.
  52. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. — М.: Восточная литература РАН, 2006. — Т. 1. — С. 394—395. — ISBN 5-02-018209-5, 5-02-018420-9
  53. Булатова А. Г. Рутульцы // Народы Дагестана. — М.: Наука, 2002. — С. 429. — ISBN 5-02-008808-0
  54. 1 2 Вучетич Н. «Четыре месяца в Дагестане». «Кавказ», № 72. — Тф., 1864.
  55. Ган К. Ф. Путешествия в Кахетию и Дагестан (летом 1898 г.). // СМОМПК, вып. XXXI. — Тф., 1902.
  56. Ган К. Ф. Биография Г. И. Радде. // Коллеция Кавказского музея. — Т. VI. — Тф., 1912.
  57. Ханыков Н. Археологическое известие. // «Кавказ», № 52, 53. — 1850.
  58. Г. Х. Ибрагимов Рутульский язык: Синхрония и диахрония. — Махачкала: Изд. Дом «Народы Дагестана», 2004. — С. 17.
  59. Е.Ф. Джейранишвили Рутульский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. — М: Наука, 1967. — Т. 4. — С. 580.
  60. 1 2 Л.И. Лавров Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 3. — С. 151.
  61. Г. Х. Ибрагимов Рутульский язык: Синхрония и диахрония. — Махачкала: Изд. Дом «Народы Дагестана», 2004. — С. 9.
  62. Согласно конституции, государственными языками республики являются русский и все языки народов Дагестана. Однако только 14 языков: русский, аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский, имеют свою письменность и функционируют как государственные.
  63. Берже А. П. Прикаспийский край / «К. К.» на 1875. — Тф., 1856.
  64. Берже А. П. Князь М. С. Воронцов. // «Русская старина» — «Р. С.», т. VII, 1975.
  65. Берже А. П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. — Тф., 1858.
  66. Кузнецов Н. И. В дебрях Дагестана. // ИРГО, г. X, IXI, 1913, вып. 1-3.
  67. Зиссерман А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе. — СПб., 1879. — С. 1.
  68. ↑ Статья Рутульцы (firo.ru)
  69. Шиназские ремесленники
  70. Фазил Дашлай — Агабек Рутульский
  71. Ашурбеков Т. — доктор юридических наук
  72. Прокуратура Вологодской области — Ашурбеков Т. А.
  73. Ашурбеков — РАЕ
  74. Ашурбеков Т.
  75. pravo.ru — Гарунов И. З.
  76. Ректор ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»
  77. taekwondodata.de — MAGOMEDOV, Seyfula
  78. Агентство спортивной информации «Весь Спорт» — Тхэквондо — Чемпионат Европы по тхэквондо-2012
  79. Чемпионат.com — Тхэквондо — Магомедов. С.
  80. Советский спорт — Тхэквондо — Магомедов С.
  81. Информ.агентство «Юг-Спорт» — «Чемпионат Европы. Сейфула Магомедов стал четырёхкратным чемпионом»
  82. ↑ Профили рутульских бойцов на сайте «Панкратион»
  83. Профессиональный боксер Абдулгамидов З. (Балу Зауэр)
  84. Балу Зауэр — Профиль
  85. Газета «Дагестанская Правда» — Золото из Рима
  86. Культура Турции
  87. турецкий поэт Шинаси
  88. Крымская война 1853—1856 годов и Парижский мир. Второй период Танзимата
  89. Статья в английской версии Википедии — Şinasi

Ссылки

  • Рутульский национальный сайт
  • сайт МО Рутульский район #1
  • Сайт села Шиназ
  • Сайт села Хнов
  • Сайт села Новый Борч
  • сайт МО Рутульский район #2
  • О Рутульцах

Литература

  • Рутульцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

Tags: Рутульцы интересное, рутульцы религия.