Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Права растений, борьба за права растений.

Перейти к: навигация, поиск

Права растений — биоцентристская концепция, в соответствии с которой права могут возникать у растений. Вопросы о них часто поднимаются в связи с правами животных.

Философия и этика

На вопрос о том, какие права животных могут быть распространены на растения, философ Том Риган утверждает, что животные приобретают права как «субъекты жизни», что не относится к растениям, и даже если бы у тех были бы права, было бы более морально отказываться от мяса и есть растения[1]. По словам философа Майкла Мардера, идея предоставления прав растениям происходит от субъективности растений, которая отличается от человеческой личности[2][3][4][5][6]. Философ Пол Тейлор считает, что всякая жизнь имеет свои достоинства и выступает за уважение к растениям, но не за назначение им прав[7]. Кристофер Д. Стоун, сын журналиста Ф. Стоун, в статье 1972 года под названием Should Trees Have Standing? говорит, что раз права есть даже у корпораций, они должны быть и у природных объектов[8][9].

Мэтью Холл утверждает, что растения должны быть включены в сферу человеческих моральных отношений. В книге Plants as Persons: A Philosophical Botany он указывает, что у народов, придерживающихся незападных традиций, растения рассматриваются как активные разумные существа, о которых возможно заботиться и которых возможно уважать[10]; исследование заканчивается ссылкой на нейробиологические знания, согласно которым растения являются автономными, восприимчивыми организмами, способными к сложному, адаптивному поведению, в том числе признанию себя[11].

В 2008 году Федеральный комитет по этике и биотехнологиям Швейцарии (The Swiss Federal Ethics Committee on Non-Human Biotechnology) был удостоен Шнобелевской премии за мир за отстаивание принципа, согласно которому растения имеют чувство собственного достоинства. Впрочем, в 2009 году Swiss Federal Ethics Committee on Non-Human Biotechnology проанализировал научные данные и пришёл к выводу, что хотя растения имеют некоторое право на достоинство, оно не является абсолютной ценностью[12].

Примечания

  1. Animal rights, human wrongs: an introduction to moral philosophy. — Rowman & Littlefield, 2003. — P. 101. — ISBN 0-7425-3354-9
  2. www.mdpi.com/2075-4698/3/1/16/pdf
  3. http://www.amazon.com/Plant-Thinking-A-Philosophy-Vegetal-Life/dp/0231161255/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1358962348&sr=8-1&keywords=plant+thinking
  4. If Peas Can Talk, Should We Eat Them? - NYTimes.com
  5. Is Plant Liberation on the Menu? - NYTimes.com
  6. The time is ripe for plant rights - Opinion - Al Jazeera English
  7. Engineering, ethics, and the environment. — Cambridge University Press, 1998. — P. 94. — ISBN 0-521-58918-5
  8. Stone Christopher D. Should Trees Have Standing? Law, Morality, and the Environment. — Third. — Oxford University Press, 2010. — ISBN 0-19-973607-3
  9. Stone, Christopher D. (1972). «Should Trees Have Standing--Toward Legal Rights for Natural Objects». Southern California Law Review 45: 450–87.
  10. Hall Matthew Plants as Persons: A Philosophical Botany. — SUNY Press, 2011. — ISBN 1-4384-3428-6
  11. Michael Heidelberger Nature from within: Gustav Theodor Fechner and his psychophysical worldview 2004, p. 54
  12. The dignity of plants». Plant Signaling & Behavior 4 (1): 78–79. Проверено December 2012.

Ссылки

  • PFLANZEN NEU ENTDECKEN: RHEINAUER THESEN ZU RECHTEN voN PFLANZEN (нем.). blauen-institut.ch. Проверено 4 августа 2013.


Tags: Права растений, борьба за права растений.