Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Парменид биография, парменид это, парменид эссе, парменид материалист, парменид логос.

Парменид Элейский
Παρμενίδης
Дата рождения:

около 540 до н. э.

Дата смерти:

около 450 до н. э.

Школа/традиция:

Элеаты

Направление:

Западная философия

Период:

Досократики

Основные интересы:

Метафизика

Значительные идеи:

Бытие

Оказавшие влияние:

Ameinias, Ксенофан

Испытавшие влияние:

Платон, Зенон Элейский, Мелисс

Пармени́д из Эле́и (др.-греч. Παρμενίδης; ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме О природе. Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

  1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое[1] есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
  2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
  3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
  4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара[2].

Учитель Зенона Элейского.

Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

  1. Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.
    Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.
  2. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.
    Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.
  3. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
    В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.
  4. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
    Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие, но Небытия нет.
  5. Бытие вечно пребывает на одном и том же месте[3].

Литература

  • Ахутин А.В. Античные начала философии. - СПб., Наука, 2007. - 783 с. ISBN 5-02-026918-2
  • Деспотопулос К. Гносеологический дуализм Парменида // Философские исследования. — 1994. — № 1. — С. 181—187.
  • Монин М. А. Пути Парменида //Вопросы философии. — 1997. — № 3. — С. 115—131.
  • Робинсон Т. Парменид на пути истинного знания бытия (on coming-to-know of the real) //Универсум платоновской мысли. Рационализм или философская религия? Эпистемология Платона. — СПб., 1997. — С. 49—62.
  • Романенко Ю. М. Угадывание как онтологический метод в поэме Парменида «О природе» //AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. — СПб., 2000. — С. 42—52.
  • Самченко В. И. Метафизика Парменида и логика существования // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. — СПб., 2002. — С. 382—384.
  • Овчинников Н. Ф. Парменид — чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов //Вопросы философии. — 2003. — № 5. — С. 81—95.
  • Рохмистров В. Г. Метод Парменида // Вестник Русского христианского гуманитарного института. — СПб., 2001. — Вып. 4. — С. 352—366.
  • Рохмистров В. Г. Учение Парменида // AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. — СПб., 2003. — Вып. 4. — С. 19—36.
  • Антонов Т. В. Парменид: путь философа к истине. // AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. — СПб., 2003. — Вып. 4.
  • Берестов И. В. Способы преодоления парадоксальности самореферентных положений у Парменида // Рационализм и иррационализм в античной философии: монография / В. П. Горан, М. Н. Вольф и др.; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. Ин-т филос. и права. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 386 с. — Глава III. — С. 120—186. ISBN 978-5-7692-1144-7.
  • Вольф М. Н. Стандартная англоязычная интерпретация учения Парменида // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. Том 7. № 2. — 2009, с.96-105.
  • Хютт В. П. Парменид и физика // Философские науки. — 1975. — № 6.
  • Хайдеггер М. Парменид: [Лекции 1942—1943 гг.]. — СПб.: Владимир Даль, 2009. — 384 с.
  • Mourelatos A. P. D. The route of Parmenides: revised and expanded edition; with a new introduction, three supplemental essays, and an essay by Gregory Vlastos (originally published 1970). Las Vegas: Parmenides Publishing, 2008. iix, 408 p. ISBN 1-930972-11-3[4].
  • Curd P. The Legacy of Parmenides. Eleatic monism and later preso-cratic thought. Las Vegas: Parmenides Publishing, 2004. 309 p. (First publishing in 1998 by Princeton University Press). ISBN 1-930972-15-6.

Примечания

  1. Парменид. Фрагмент B 8 DK.
  2. В некоторых современных интерпретациях (A. Mourelatos, P. Curd) сфайрос не трактуется буквально, как «шарообразное сущее», а понимается только как аналогия, как указание на совершенство объекта, мыслимого правильным мышлением.
  3. «Парменид» — статья из Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии РАН.
  4. Рецензия М. Н. Вольф на книгу А. Мурелатоса «Путь Парменида» доступна во Всероссийском научном журнале «Гуманитарные науки в Сибири», Серия «Философия и право», № 1, 2009, с.110-112.

Ссылки

  • «Парменид» — статья из Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии РАН
  • 28. Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. — М.: Наука, 1989. — (Памятники философской мысли.) — ISBN 5-02-008030-6. — С. 274—298.
  • Parmenides Publishing — американское издательство, специализирующееся на издании и переиздании наиболее значимых трудов, посвященных Пармениду, и ставящее своей целью возрождение интереса к происхождению и рассмотрению мышления как метода.


Tags: Парменид биография, парменид это, парменид эссе, парменид материалист, парменид логос.