Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Неграждане украина, неграждане без визы, неграждане эстонии, неграждане страны, неграждане или не граждане.

Перейти к: навигация, поиск
Паспорт иностранца Эстонии

Неграждане Эстонии — лица, не имеющие эстонского гражданства, проживающие на территории Эстонии. Статус этих людей регулируется «Законом об иностранцах» Эстонской Республики от 1993 года.[1]. Большинство неграждан — это бывшие граждане СССР, проживавшие на территории Эстонии и не получившие её гражданства после распада СССР.

В настоящее время большинство изначальных неграждан стали гражданами Эстонии[2], часть получила гражданство России или иной страны, остальные являются апатридами[3], официальное эстонское наименование — «лица с неопределенным гражданством» (эст. määratlemata kodakondsusega isik)[4][5].

Доля апатридов в населении Эстонии постоянно снижается. На 1 марта 2015 года по данным МВД число апатридов составляло 84 855 человека или 6,3 % населения, граждан других стран 9,4 % населения Эстонии[2].

История

12 января 1991 года был подписан Договор об основах межгосударственных отношений между Эстонской Республикой и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. Статья III Договора декларировала право на получение или сохранение гражданства жителями договаривающихся сторон в соответствии со свободным волеизъявлением. В статье IV договора было зафиксировано положение, согласно которому выбор гражданства должен осуществляться на основании законодательств сторон.[6]

Эстония, наряду с Латвией, в отличие от остальных бывших союзных республик СССР не реализовала «нулевой вариант» предоставления гражданства, при котором гражданство автоматически получали все жители республик.[7]

30 марта 1992 года в Эстонии вступил в силу Закон о гражданстве 1938 года, изменённый таким образом, чтобы большая часть лиц, бывших постоянными жителями и гражданами ЭССР, но не являвшихся гражданами Эстонской Республики на 16 июня 1940 года или их потомками, смогла получить гражданство, только пройдя процедуру натурализации[источник?] Одним из следствий этого было лишение избирательных прав около трети избирателей Эстонии, в результате чего вновь избранный в 1992 году парламент Эстонии оказался на 100 % состоящим из этнических эстонцев.[8]

8 июля 1993 года был принят Закон об иностранцах, который регулирует статус неграждан в Эстонии[9][10].

По мнению российского социолога В. А. Ядова, одним из факторов, стимулировавших принятие закона о гражданстве, было то, что неграждане лишались права владения крупной собственностью (в начальный период эстонской приватизации наиболее привлекательная собственность оказалась во владении неэстонцев).[11] По утверждению исследователя Эрика Андерсона,[12] неграждане Эстонии многое потеряли во время приватизации в первой половине 1990-х годов и это могло ограничить возможности неэстонцев заняться бизнесом.[13] По выражению социолога Марью Лауристин собственники-неграждане оказались «в подвалах», они стали владельцами мелких кафе и магазинов, размещённых в нижних этажах зданий.[11]

В 1993 году вступил в силу Закон о требованиях к знанию эстонского языка, предъявляемых к ходатайствующим о получении гражданства. Этот закон установил привилегии для лиц эстонской национальности: они могли не сдавать экзамен по эстонскому языку. По данным на начало 2006 года, 25,3 тыс. человек получили гражданство Эстонии по упрощенной процедуре как этнические эстонцы.[14]

В 1994 году министр народонаселения Пеэтер Олеск сделал публичное заявление, в котором содержалось предположение о том, что «многим неэстонцам придется уехать из Эстонии, потому что они не станут носителями эстонского языка»[15].

До 1995 года требования к натурализационному экзамену по эстонскому языку устанавливались специальным постановлением правительства на основе закона о гражданстве. Форма проведения экзамена допускала субъективный подход со стороны приемной комиссии.[14]

В 1995 году был принят новый закон о гражданстве, который усложнил требования к знанию эстонского языка и добавил экзамен на знание эстонской конституции и закона о гражданстве[16].

В середине 1990-х годов бывшие советские граждане, оказавшиеся в Эстонии лицами без гражданства, испытывали проблемы с удостоверениями личности, которые нужны для проживания в Эстонии и поездок в другие страны.[17][уточнить] Все постоянно проживающие в Эстонии лица без гражданства (в то время таковыми были около 300 тыс. человек) получили право на получение паспорта иностранца[18]. Этот паспорт может использоваться в качестве удостоверения личности как в Эстонии, так и за границей.[17][уточнить] С января 1996 года департамент миграции и гражданства Эстонии начал приём заявлений о выдаче этих паспортов.[18]

В 1998 году Консультативный совет при министре Эстонской республики по делам национальностей принял резолюцию, в которой призвал сделать реальной возможность обретения эстонского гражданства путём упрощения процедуры натурализации для неэстонцев, длительное время проживающих в Эстонии.[19] В 1998 году парламент принял поправки в «Закон о гражданстве», согласно которым дети, родившиеся в Эстонии после 26 февраля 1992 года, родители которых прожили в Эстонии не менее 5 лет, получили право на основании заявления родителей получить гражданство путем натурализации без обязательных экзаменов на гражданство. По мнению В. Полещука, эти поправки были приняты в ответ на давление со стороны западных стран[20]. По состоянию на 1 сентября 2008 года 10,2 тыс. детей получили гражданство с помощью этих поправок.[21]

В 2000 году языковой экзамен на любую категорию сложности для работников был приравнен к натурализационному экзамену по языку.[22]

С 2002 года выпускники гимназий и профтехучилищ получили право на приобретение гражданства по упрощённой процедуре. С 2004 года срок рассмотрения ходатайствования о получении гражданства в некоторых случаях сократился в 2 раза. С этого же времени все экзамены по гражданству полностью бесплатны, а стоимость языковых курсов полностью возмещается тем, кто успешно сдал экзамен[21]. Поправки в закон о гражданстве почти не сказались на темпах натурализации.

В мае 2004 года эстонское правительство одобрило план интеграции населения на период 2004—2007 годов, целью которого являлась натурализация минимум 5 тыс. человек в год.[21] Этот план выполнен не был.

20 декабря 2006 года Совет Евросоюза принял решение, согласно которому с 19 января 2007 года для неграждан Эстонии был введён полностью безвизовый режим при поездках по территории всех стран Евросоюза, кроме Великобритании и Ирландии. Это решение не касалось живущих в Эстонии граждан России[23].

В июне 2008 года президент России Д. А. Медведев подписал указ, согласно которому лица без гражданства, проживающие в Эстонии, получили возможность приезжать в Россию без оформления виз.[24]

В сентябре 2008 года власти Эстонии приняли решение об упрощении экзамена на получение гражданства, которое вступило в силу 1 марта 2009 года.[25]

Государственная политика

Правительство Эстонии, полагая, что люди должны иметь возможность выбора гражданства, призвало лиц без определённого гражданства ходатайствовать об эстонском гражданстве путём натурализации либо о гражданстве других стран. До 2000 года процедурой натурализации воспользовалось для получения гражданства 113 000 человек.[21]

Однако согласно интервью с бывшим директором Департамента гражданства и миграции Андресом Коллистом, опубликованному в 2000 году, политика возглавлявшегося им ведомства с самого начала строилась на стимулировании выезда из Эстонии русских, а правительством Эстонии было сделано всё возможное для осложнения получения гражданства или вида на жительство[26][27].

Международный фонд прав личности Bertelsmann (нем. Bertelsmann Stiftung) в своём отчёте за 2008 год дал такую оценку возникновения ситуации с гражданством в Эстонии[28]:

Хотя в Эстонии сохраняются серьёзные национальные разногласия, ограничительная политика гражданства имела целью предоставить русским намного меньше политических прав, в противном случае они могли бы замедлить ход реформ

Основные усилия в натурализации неграждан были направлены правительством в пропаганду и помощь в изучении эстонского языка.

Финансирование подпрограмм эстонской Программы интеграции в 2002 году[29]:

Подпрограммы млн. эст. крон/евро  % финансирования
Образование (в осн. обучение эст. языку и смежн. меропр.) 19,8/1,27 46
Образование и культура нац. меньшинств 4,6/0,30 11
Обучение взрослых эстонскому языку 6,7/0,43 15
Социальные нужды 4,3/0,28 10
Руководство и мониторинг программы интеграции 8,0/0,51 18

В 2008 году официальная позиция в отношении лиц без гражданства была декларирована так:[21]

Одной из главных целей политики гражданства Эстонии является сокращение числа лиц с неопределённым гражданством и содействие получению эстонского гражданства

— Посольство Эстонии в России

Эстонское правительство считает свою политику в отношении неграждан успешной, обосновывая это общим сокращением числа лиц без гражданства с 1992 по 2008 год[30].

Выступая в парламенте Эстонии 15 февраля 2011 года, министр внутренних дел Эстонии Марко Померантс заявил, что проблема лиц с неопределённым гражданством решится в течение 20-25 лет естественным путём, так как эти люди вымрут. При этом он отметил, что большинство рождённых в Эстонии детей, в отличие от людей старшего возраста, получает эстонское гражданство, так как родители имеют возможность выбирать их гражданство вне зависимости от собственного[31][32].

Демография

Основные группы неграждан Эстонии — «лица с неопределённым гражданством» (по данным[33] переписи 2000 г., 170 349 человек, 12,4 % населения, из них 133 346 русских; 2011 г., 97 437 человек, 7,1 % населения) и граждане России (по тем же данным, 86 059 человек, 6,3 % населения, из них 73 375 русских; 2013 г., 93 916 человек, 6,9 % населения). Эстония на 2000 год являлась вторым после России государством по доле проживающих российских граждан[26].

Количество неграждан в Эстонии постоянно сокращается благодаря миграции, натурализации и естественным причинам[29]. С момента выхода Эстонии из состава СССР в 1991 году процесс натурализации прошли более 150 тыс. ходатайствовавших о гражданстве[21]. В 1992 году гражданства Эстонии не имели 32 % жителей страны, в 1999 году 26 %, в 2000 году — 20 %. По состоянию на 1 февраля 2011 г. 8,7 % жителей в Эстонии были гражданами других государств и 7,1 % — лицами с неопределённым гражданством[34][уточнить][35]; в стране на этот момент проживало 97 080 лиц с неопределённым гражданством и 118 212 граждан иных стран (из них граждан РФ — 95 570[36]). К 1 сентября 2012 года по данным Регистра народонаселения МВД Эстонии число резидентов с неопределенным гражданством составляло 92 351 человек (6.8 % населения); 120 989 человек были гражданами других государств[2]. Большинство лиц без гражданства родились в Эстонской ССР[37][38].

Всего в Эстонии с 1992 по конец 2007 года эстонское гражданство в порядке натурализации получили 147,2 тыс. человек, российское гражданство — 147,7 тыс. человек.[7] С осени 2005 года количество натурализованных граждан превышает количество резидентов с неопределенным гражданством[2].

Численность натурализовавшихся лиц по группам (с 1992 года по 1 июля 2012 года):[2]

  • Этнические эстонцы — 25 293 человека;
  • Иностранцы, поддержавшие независимость Эстонии — 24 102 человека;
  • На общих основаниях — 67 279 человек;
  • Дети, не достигшие 15-летнего возраста — 36 071 человек;
  • За особые заслуги — 741 человек;
  • Недееспособные лица и инвалиды — 863 человека.

Натурализация и её социальные аспекты

Число лиц, получивших эстонское гражданство путём натурализации, число лиц без гражданства и их доля в населении:[21]

Динамика натурализации в Эстонии с 1992 по 2009 год
Год Число получивших эстонское гражданство Лиц без гражданства; их доля в населении Граждане других государств Год Число получивших эстонское гражданство Лиц без гражданства; их доля в населении Граждане других государств
1991 2002 4091
1992 5421 2003 3706 12 %[2] 7 %[2]
1993 20 370 2004 6523
1994 22 474 2005 7072 136 000; 10,1 %[39] 31 декабря 2005
1995 16 674 2006 4753 125 799; 9 %[39] 31 декабря 2006
1996 22 773 2007 4228
1997 8124 2008 2124[40] 107 937; 7,9 %[21][30] 2 ноября 2008
1998 9969 2009 1670[41] 104 852; 7,8 %[42] 31 декабря 2009
1999 4534 2010 1184[2] 96 634; 7,1 %[2] 1 апреля 2011
2000 3425 170 349; 12,4 %[33] 2011 1513[2] 93 006; 6,8 %[2] 1 июля 2012 122 669; 8,9 %[2]
2001 3090 2014 90 610 — 12 марта 2014[43]

Социолог Клара Халлик отмечала, что выбранная модель натурализации в Эстонии предполагала создание программы массового обучения эстонскому языку, финансируемой государством, чего однако сделано не было.[22]

После 1996 года, когда натурализация стала проводиться по более сложным правилам, наблюдалось резкое снижение темпов принятия гражданства.[14] С 1999 года темпы натурализации в Эстонии значительно снизились.[34] К концу 1990-х ситуация с гражданством в Эстонии оставалась напряженной[22].

По данным переписи 2000 года, 170,3 тыс. человек (около 12 % населения Эстонии) были лицами без гражданства.[34][уточнить] В ряде городов доля лиц без гражданства оставалась весьма значительной.[34][уточнить] Так, в Кохтла-Ярве их доля составляла 42,7 % населения, в Нарве — 33,6 %.[34][уточнить] Среди лиц без гражданства доля русских составляла 78,3 % (133,3 тыс. человек), эстонцев — 2,9 % (4,9 тыс. человек), других национальностей — 18,5 % (31,6 тыс. человек).[34][уточнить]

14 сентября 2001 года вышло заключение Консультативного комитета Совета Европы по выполнению Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств на доклад Эстонии о выполнении этого документа.[44] В заключении констатировались сохраняющиеся медленные темпы натурализации и был сделан вывод о том, что одним из препятствий для натурализации является завышенный уровень требований к знанию эстонского языка.[44]

23 апреля 2002 вышел доклад Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в котором констатировалось замедление процесса натурализации и рекомендовалось принять меры по стимулированию неграждан ходатайствовать о получении гражданства Эстонии.[44] Согласно докладу, «несмотря на принятые поправки к Закону о гражданстве, его требования всё ещё воспринимаются многими людьми, желающими приобрести эстонское гражданство, как барьер».[44]

Согласно «Мониторингу интеграции-2005», 70 % неэстонцев оценивали политику в области гражданства как слишком жёсткую и нарушающую права человека. Согласно социологическому опросу «Перспективы эстонцев», проведённому в Эстонии в 2006 году, 72 % лиц без гражданства и 35 % граждан России высказали желание получить гражданство Эстонии, при этом только 19 % лиц без гражданства и 9 % граждан России полагали, что смогут сдать для этого экзамен по эстонскому языку.[45]

В 2006 году Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации выступил с рекомендацией Эстонии «принять дальнейшие меры для активизации процесса натурализации и упрощения доступа к нему». Комитет, в частности, рекомендовал создать для всех лиц, подавших заявления о натурализации, бесплатные и высококачественные языковые курсы, а также вновь предложил Эстонии ратифицировать Конвенцию о сокращении безгражданства и Конвенцию о статусе апатридов.[45]


В феврале 2006 года орган Совета Европы — Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью — выпустил доклад о ситуации в Эстонии. В этом докладе констатируется, что число лиц без гражданства в Эстонии (11 % населения) чрезвычайно велико, а основным препятствием для натурализации остаётся слишком сложный экзамен на знание эстонского языка.[46][47]

В сентябре 2007 года председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден совершил визит в Эстонию, после чего заявил, что эта страна слишком медлит с предоставлением эстонского гражданства проживающему в стране русскоязычному населению. По его мнению, Евросоюз не может допустить того, чтобы у одного из членов ЕС было такое число жителей без гражданства. Он заявил, что показатель, названный эстонским правительством, согласно которому предполагается предоставление гражданства 5-7 тыс. человек в год, является слишком низким: «Я надеюсь, правительство страны увеличит эту цифру до 10 тыс.человек, поскольку если мы говорим лишь о 5 тыс. человек в год, то процесс предоставления гражданства 100 тыс. русскоговорящего населения растянется на 20 лет».[7] Тогда же специальный докладчик ООН по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии Дуду Дьен заявил: «Факт, что в Эстонии много людей не имеет гражданства, что это центральная проблема в стране и её решение нужно пересмотреть». По мнению докладчика, «знать эстонский язык — это совершенно нормальное требование».[48]

По состоянию на 2008 год, около 3 тыс. детей младше 15 лет имели право получить эстонское гражданство в упрощённом порядке, но их родители не воспользовались этой возможностью. Больше всего таких лиц в Таллине и пограничном с Россией северо-восточном уезде Ида-Вирумаа[49].

В октябре 2010 года профессор международного права и эксперт Комиссии по интеграции[уточнить][50] Евгений Цыбуленко заявил, что число желающих получить эстонское гражданство в последние годы снижается, и выделил ряд причин этого:[51]

  • Большинство из тех, кто хотел получить гражданство, его уже получили. В частности Цыбуленко утверждал, что введение Европейским Союзом и Россией в 2007—2008 годах безвизового въезда для лиц без гражданства снизило стимулы к получению ими гражданства (поскольку гражданам Эстонии для поездки в Россию требуется оформлять въездную российскую визу).
  • Для большинства лиц без гражданства экзамен на знание эстонского языка представляется оскорбительным.
  • Бытует мнение, что процедура получения гражданства чересчур сложная. Она неоднократно была упрощена, но не все об этом знают.

Сам Евгений Цыбуленко получил гражданство Эстонии в 2009 году в особом порядке, за особые заслуги,[42] справка о знании языка при этом не требуется.

В марте 2008 года Урмас Паэт заявил, что решением предоставить безвизовый въезд лицам без гражданства Россия лишает людей мотивации ходатайствовать об эстонском гражданстве и замедляет процесс натурализации при том, что Россия на протяжении 17 лет упрекала Эстонию в медленных темпах этого процесса. По мнению Паэта, «это решение подтверждает двуличность российской политики»[52]. В августе 2009 года он снова отметил, что люди по прагматичным причинам предпочитают оставаться без гражданства.[53] В марте 2009 года Комиссар ОБСЕ по защите национальных меньшинств Кнут Воллебек заявил, что введение для неграждан безвизового пересечения границы с Россией может быть одним из объяснений, почему ходатайств о получении гражданства Эстонии стало меньше[54]. В ноябре 2010 года посол России в Эстонии Ю. Н. Мерзляков заявил, что «ощущается нежелание значительной части „серопаспортников“ выбирать то или иное гражданство: эстонское или российское». По мнению Мерзлякова, одной из причин такого нежелания является возможность обладателей «серого паспорта» свободно ездить в Евросоюз и в Россию без дополнительного оформления документов и денежных затрат. Мерзляков высказал мнение, что с введением безвизового режима между Россией и ЕС «эта причина потеряет смысл, „серый паспорт“ в этом отношении потеряет свою привлекательность, и можно будет уже определяться с гражданством».[55]

В марте 2009 года Кнут Воллебек заявил, что неграждане недостаточно информированы о возможностях более быстрой и простой процедуры натурализации. Воллебек сказал о том, что опросы свидетельствуют об унизительности факта похода на экзамен для некоторых людей. По мнению Воллебека то, что в Эстонии около 9 % населения не имеют гражданства, является довольно высоким показателем, а эстонскому правительству необходимо использовать для ускорения натурализации систему образования и активнее доводить информацию о возможностях получения гражданства до неграждан. При этом он заявил, что «мы не должны заставлять людей идти на экзамен, это вопрос свободного выбора, а Эстония — свободная страна»[54]. Урмас Паэт тогда же заявил, что «разговоры о проблемах неграждан имеют искусственный характер. У всех неграждан есть возможность ходатайствовать о получении гражданства и получить его. Это вопрос желания».[54]

В 2009 году в Эстонии натурализовалось 1670 человек, что стало худшим годовым показателем с 1991 года.[56]

В 2010 году Таллинским университетом и фирмой Saar Poll по заказу министерства культуры Эстонии было проведено исследование ситуации с негражданами. Согласно этому исследованию, 73 % эстонцев и 82 % неэстонцев считают экзамен на гражданство несправедливым, 65 % эстонцев и 92 % неэстонцев — слишком сложным. Руководитель исследования, профессор сравнительной политики Таллинского университета Райво Ветик заявил, что «ситуация с негражданством особенно плоха, поскольку ценность гражданства просто упала». Согласно исследованию, одной из причин нежелания получать гражданство является недоверие эстонскому государству и его институтам, а также чувство социально-экономического неравенства среди представителей национального большинства и меньшинства, но при этом отсутствие гражданства не мешает нормальной жизни по мнению около 90 % эстонцев и 75 % русскоговорящих. Министр культуры Эстонии Лайне Янес заявила, что одной из основных причин нежелания получать гражданство является боязнь людей идти на экзамен: «Самое главное — это барьер. Люди не знают, насколько в действительности сложен экзамен на гражданство. Они боятся бюрократии». Комментируя результат этого исследования профессор Тартуского университета социолог Марью Лауристин заявила, что две трети лиц без гражданства не заинтересованы в его приобретении[57]. По мнению Лауристин, необходим индивидуальный подход к работе с негражданами[57]. Паэт утверждает, что такой подход уже реализуется МВД и Департаментом гражданства и миграции[54].

В докладе Комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью при Совете Европы (ECRI), опубликованном в марте 2010 года, число людей без гражданства в Эстонии (8 % населения) оценивалось как слишком большое и отмечалось, что интеграции неграждан препятствуют слишком серьёзные требования к знанию эстонского языка. Вице-канцлер МВД Эстонии по внутренней безопасности Эркки Коорт заявил, что получение гражданства Эстонии постоянно упрощалось, и речь идёт о долгосрочном процессе.[58].

Отличия в правах

В первые годы независимости Эстонии были приняты ряд законов, большая часть которых действует и в настоящее время, которые, по мнению авторов «Справочника российского соотечественника», накладывают на неграждан Эстонии несколько десятков дискриминационных ограничений[17].

Гражданские и политические права

В отличие от гражданина Эстонии, неграждане Эстонии не имеют права голосовать на выборах в Рийгикогу, быть избранными в него.[59][34][уточнить][44] Голосовать и быть избранными на выборах Европарламента, быть избранными в советы местных самоуправлений могут только граждане Эстонии и других стран ЕС, избирать советы местных самоуправлений — также «граждане третьих стран» (включая «лиц с неопределённым гражданством»), имеющие статус долговременного жителя или право постоянного проживания. Только граждане Эстонии и других стран ЕС могут состоять в политических партиях и создавать их.[34][уточнить][44][60][61] В 2011 году комитет по петициям Европарламента обсуждал петицию 3000 человек из Эстонии о предоставлении негражданам права участия в выборах Европарламента, но счёл, что вопрос находится вне компетенции Евросоюза[62].

Эстония — одна из стран, где неграждане имеют право голосовать на местных выборах. Это право ограничено 5-летним цензом оседлости на территории местного самоуправления.[63] Для граждан Эстонии и Европейского союза подобного ограничения нет. Однако в большинстве стран Европы, включая Германию, Францию, Великобританию, Италию, Грецию и Россию неграждане не имеют такого права вообще[21]. В большинстве стран Евросоюза, однако, такие права предусмотрены[64][нет в источнике][65].

В соответствии с Законом ЭР «О ратификации Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств», неграждане исключены из числа лиц, подпадающих под действие этой конвенции, и не пользуются защитой в качестве национального меньшинства. Аналогичная норма содержится и в единственном «внутреннем» законе, посвященном национальном меньшинствам, — Законе о культурной автономии национального меньшинства.[60][34][уточнить]

Только для неграждан регистрация по месту жительства является обязательным условием для решения ряда проблем по реализации своих социально-экономических и политических прав.[34][уточнить]

Кроме того,

  • Получив гражданство, неграждане Эстонии, как и другие натурализованные граждане, лишены возможности иметь второе гражданство.[66][67] Для граждан Эстонии по рождению такая возможность существует вследствие наличия в эстонской Конституции запрета на лишение их гражданства;
  • Неграждане ограничены в праве на свободное передвижение в результате того, что паспорт иностранца не признается большинством государств.[34][уточнить]
  • Неграждане ограничены в возможности безвизового въезда в ряд государств, которые имеют соглашения с Эстонией о безвизовом режиме (но могут свободно передвигаться по странам Шенгенского соглашения с некоторыми временными ограничениями);
  • Проживающие в Эстонии на основании временного вида на жительство неграждане обязаны регистрироваться в случае выезда из ЭР на срок свыше 183 дней, в случае нерегистрации их вид на жительство аннулируется (п.3 ч.2 ст.14 Закона об иностранцах).[60]

Социально-экономические права

Пикет перед президентским дворцом в Кадриорге в защиту прав неграждан

На неграждан Эстонии распространяются многочисленные ограничения на профессию, на приобретение недвижимости и ряд других.[17]

Для неграждан, за исключением граждан стран ЕС, действуют ограничения на профессию. Они не имеют права занимать должности в государственных учреждениях и местных самоуправлениях (ст. 14 и 15 Закона о публичной службе от 25 января 1995; некоторые[какие?] должности недоступны и гражданам других стран ЕС);[34][уточнить][68]

Кроме того, они не могут (некоторые примеры):

  • служить в полиции, таможне, охране, нести исполнительную службу, быть прокурором, судьей, судебным заседателем, ректором университета, быть председателем и членом совета Банка Эстонии;[34][уточнить]
  • быть нотариусом (ч. 1 ст. 6 Закона о нотариате от 17 июня 1993);
  • быть судебным исполнителем (ч. 1 ст. 10 и ст. 50 Закона о судебных исполнителях)
  • быть патентным поверенным (ч. 1 ст. 14 Закона о патентных поверенных)
  • быть присяжным переводчиком (ч. 2 ст. 3 и ч. 3 ст. 12 Закона о присяжных переводчиках)
  • быть лицом, чьи рабочие обязанности связаны с авиационной безопасностью (ч. 2 ст. 24-3 Закона об авиации)
  • быть оператором центра управления судоходством (ч. 4 ст. 51 Закона о безопасности мореплавания)
  • быть лоцманом (ч. 2 ст. 58 Закона о безопасности мореплавания)
  • быть предпринимателем — физическим лицом, руководителем охраны или руководителем службы внутренней охраны, оказывающим охранные услуги (ч. 2 ст. 22 Закона об охранной деятельности)[60]
  • быть адвокатом (ч. 1 ст. 23 Закона об адвокатуре Эстонии);[69]

Существует также ряд различий в миграционных правах, и даже в случае натурализации бывший негражданин Эстонии имеет меньшие права, чем гражданин по рождению[60].

В 2006 году в докладе международной правозащитной организации Amnesty International говорилось, что ограничения для неграждан, подобные запрету принимать их на государственную и муниципальную службу, негативно сказываются на возможности устроиться на работу представителям русскоязычного меньшинства и являются косвенной формой дискриминации русскоязычных.[68]

Только эстонские граждане могут свободно распоряжаться своей собственностью и быть правомочными субъектами приватизации, а лица, не обладающие эстонским гражданством, могут быть не допущены к участию в приватизации.[70] Только эстонский гражданин может покупать приватизационное имущество в рассрочку.[70] При передаче иностранцу собственности на землю действуют ограничения, установленные соответствующим законом.[70] Только достигшие 18 лет граждане Эстонии получили от государства дополнительные 10 лет трудового стажа на облигации народного капитала,[70] основной приватизационный инструмент эпохи приватизации.

Социально-экономические показатели у лиц без гражданства существенно хуже, чем среди граждан других государств и граждан Эстонии. В частности, по данным переписи 2000 года, среди экономически активных «лиц с неопределённым гражданством» было 22,1 % безработных, среди граждан РФ — 20,2 %, среди граждан ЭР — 12,1 %.[71] В 2005 году уровень безработицы среди меньшинств составлял 12,6 %, среди эстонцев — 5,3 %.[68] В 2009 году показатель затяжной безработицы среди «лиц с неопределённым гражданством» составил 5,7 %, среди граждан других стран — 5,6 % (среди граждан Эстонии — 3,3 %)[72].

Рекомендации международных организаций

Рекомендации международных организаций Эстонии включают:

  • упрощение натурализации вообще или для пожилых людей;[44][73][74][75]
  • более эффективную регистрацию детей неграждан в качестве граждан;[75][76]
  • разрешение постоянным жителям, не имеющим гражданства, работать в государственном секторе, и внесение поправок в языковые требования к занятым в частном секторе с тем, чтобы дать возможность лицам, не владеющим эстонским языком, работать в отраслях, предполагающих контакты с населением, в тех регионах, где русский язык является родным для подавляющего большинства клиентов/покупателей;[77]
  • признание русскоязычного меньшинства языковым меньшинством и обеспечение его полноценной защиты согласно положениям Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств;[77]
  • обеспечение полной реализации на практике законодательства, запрещающего дискриминацию при найме на работу и любую дискриминационную практику на рынке труда;[77]
  • присоединение к Конвенции о сокращении числа лиц без гражданства и Конвенции о статусе апатридов;[77]
  • отмена ограничений для неграждан на членство в политических партиях;[44]

Примечания

  1. Эстония. Языковые меньшинства в Эстонии: дискриминации необходимо положить конец // Международная амнистия
  2. ↑ Citizenship — Estonia.eu
  3. Country Report: Estonia, ноябрь 2009, обновлён в апреле 2010  (англ.)
  4. Полещук В. Предисловие к российскому изданию // Неграждане в Эстонии. — Центр информации по правам человека.. Цитата: «Термин „апатриды“ будет применяться к резидентам советской эпохи, не имеющим никакого гражданства. Эстонские власти обычно называют их „лицами с неопределенным гражданством“»
  5. Määratlemata kodakondsus, 9 июня 2009
  6. Договор об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики
  7. ↑ О ситуации с правами русскоязычного населения в странах Прибалтики (на примере Латвии и Эстонии) — Доклад Московского бюро по правам человека
  8. Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии (недоступная ссылка)/ Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. — Стр. 151
  9. Неграждане в Эстонии — М.: Европа, 2005. ISBN 5-9739-0025-8 Стр. 10
  10. Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. — Стр. 126—135
  11. ↑ Социальный ресурс индивидов и групп как их капитал: возможность применения универсальной методологии исследования реального расслоения в российском обществе // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2001.
  12. Danish Institute for Human Rights
  13. Предприниматели в Эстонии: либеральная общность или этническая разобщенность? // Институт социологии РАН
  14. ↑ Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. — Стр. 121
  15. Максим Григорьев: Демократия по-эстонски, 28 июня 2006
  16. Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. — Стр. 121—122
  17. ↑ Справочник российского соотечественника // М.: Русский мир, 2006 — стр. 168
  18. ↑ Ъ-Газета — Иностранные дела
  19. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок moles110498 не указан текст
  20. Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. Стр. 123
  21. ↑ Состав населения Эстонии по гражданству
  22. ↑ Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. Стр. 122
  23. Postimees: Неграждане получают возможность ездить в страны ЕС без виз
  24. «Негражданам» Эстонии и Латвии открыт безвизовый въезд в Россию
  25. Эстония решила упростить экзамен на гражданство(недоступная ссылка)
  26. ↑ Бывший генеральный директор Департамента гражданства и миграции Андрес Коллист: «Их целью было превратить жизнь русских в ад», 12 февраля 2000 года
  27. Kodakondsusameti endine peadirektor Andres Kollist: Nende eesmärk oli venelaste elu põrguks muuta, 7 февраля 2000  (эст.)
  28. Estonia Country Report  (англ.)
  29. 1 2 Полещук В. Основы государственной политики в отношении иностранцев // Неграждане в Эстонии. — Центр информации по правам человека.
  30. ↑ Эстонское гражданство «надо очень захотеть» // ИА REX, 2 сентября 2010
  31. Pomerants: kodakondsuseta inimeste arv väheneb loomulikul teel, 15 февраля 2011
  32. Померанц: число лиц без гражданства уменьшится естественным путем, 15 февраля 2011
  33. ↑ База данных переписи 2000 г.  (англ.)
  34. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Институт стран СНГ, 2004
  35. POPULATION BY THE PLACE OF RESIDENCE AND CITIZENSHIP
  36. Гражданство Посольство ЭР в РФ
  37. Report on mission to Estonia, Paragraph 12, 17 марта 2008  (англ.)
  38. Полещук В. Предисловие к российскому изданию // Неграждане в Эстонии. — Центр информации по правам человека.
  39. ↑ 9 процентов жителей Эстонии — неграждане
  40. Legal Information Centre — Minority Rights in Estonia
  41. Число желающих получить гражданство Эстонии сокращается
  42. ↑ В 2009 году гражданство Эстонии получили 1429 человек
  43. Какие паспорта на руках у жителей Эстонии и от каких чаще всего отказываются
  44. ↑ Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Эстонии по правам национальных меньшинств 2003
  45. ↑ Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. Стр. 124
  46. МИД России | 03/07/2006 | Ответ директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России В. А. Паршикова на вопрос ИТА
  47. Lenta.ru: б. СССР: От Эстонии до Камчатки
  48. Спецдокладчик ООН призвал Эстонию сделать русский язык государственным — Delfi
  49. Возможностью упрощённого получения гражданства пренебрегли тысячи детей, 17 июня 2008
  50. «Riikliku Integratsiooniprogrammi 2008—2013» koostamise ekspertkomisjoni ja rakendusplaani töögrupi liikmete nimekirjad
  51. Евген Цыбуленко: зачем человеку гражданство?
  52. Паэт: В вопросе неграждан Россия показала свою двуличность
  53. Радиостанция «Эхо Москвы» / Передачи / Интервью / Понедельник, 31.08.2009: Урмас Паэт
  54. ↑ Воллебек: Неграждан надо лучше информировать
  55. Отмена виз в ЕС решит проблему с негражданами в Эстонии — посол РФ
  56. Годовой отчет 2009 — Эстония // Центр информации по правам человека
  57. ↑ Все меньше неграждан Эстонии и Латвии хотят натурализоваться
  58. Число бедняков в Таллине непрерывно растет: Эстония за неделю
  59. Ст.57 Конституции Эстонской Республики
  60. ↑ О некоторых различиях в правах жителей Эстонской Республики, закрепленных в правовых актах на 1 сентября 2009 года
  61. Русские как меньшинства (пример Эстонии) // Общественные науки и современность. 1993. № 6. С. 110—124
  62. Европарламент отказался обсуждать проблемы неграждан Эстонии Комсомольская правда
  63. Закон о выборах в собрания местных самоуправлений
  64. Local Voting Rights for Non-Nationals in Europe: What We Know and What We Need to Learn Migration policy institute, 2008 (англ.)
  65. Trends in the EU-27 Regarding Participation of Third-Country Nationals in the Host Country’s Political Life. Briefing Paper for the European Parliament Pp. 6-10  (англ.)
  66. Двойное гражданство
  67. Гражданина Эстонии заставляют отказаться от российского паспорта
  68. ↑ Эстония. Языковые меньшинства в Эстонии: дискриминации необходимо положить конец // Международная амнистия, 7 декабря 2006
  69. Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. Стр. 189
  70. 1 2 3 4 Институт стран СНГ, 2004, с. 28
  71. База данных переписи 2000 г., выбрать таблицу Population by Citizenship, Employment and Socio-economic Status  (англ.)
  72. Unemployment indicators by citizenship (англ.)
  73. Third report on Estonia (2005) — see Paragraph 129, 132 (англ.)
  74. Second Opinion on Estonia, Advisory Committee on the Framework Convention for the Protection of National Minorities, 2005 — see Para. 189
  75. ↑ Report on mission to Estonia (2008) — see Paragraph 91 (англ.)
  76. Доклад Комиссара по правам человека СЕ о визите в Эстонию с 27 по 30 октября 2003 г. — см. пкт. 61
  77. ↑ Эстония. Языковые меньшинства в Эстонии: дискриминации необходимо положить конец Международная амнистия, 2006

Литература

  • Редакция: Игорь Шишкин, Андрей Грозин, Андрей Куприянов
    Автор главы «Различия в правах групп населения Эстонии и Латвии»: Екатерина Роберова
    ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ «Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.». — Москва: Институт стран СНГ, 2004. — Т. № 2 (90). — 151 с.
  • Полещук В. Неграждане в Эстонии — М.: Европа, 2005. ISBN 5-9739-0025-8 ISBN 978-5-9739-0025-0
  • Современная европейская этнократия: Нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии. М.: Фонд «Историческая память», 2009. 280 с. ISBN 978-5-9990-0002-6. Стр. 29—30, 46—86
  • Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. Стр. 110—111, 120—126
  • Elsuwege P. van Russian-speaking minorities in Estonia and Latvia: Problems of integration at the threshold of the European Union «ECMI (англ.) Working Papers» No. 20 (2004) ISSN 1435-9812
  • Integrating Estonia’s Non-Citizen Minority Human Rights Watch 1993 (англ.)

См. также

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
Неграждане (Эстония)
  • Poleshchuk V. Non-citizens in Estonia. Tallinn: 2004. ISBN 9985-9410-9-8  (англ.)
  • О некоторых различиях в правах жителей Эстонской Республики, закрепленных в правовых актах на 14 мая 2008 года
  • Эстонское гражданство — на сайте Департамента полиции и погранохраны МВД Эстонии
  • Закон об иностранцах ЭР
  • Д. Е. Фурман, Э. Г. Задорожнюк Притяжение Балтии (балтийские русские и балтийские культуры) // Мир России. 2004. Т. XIII. № 3. С. 98-130
  • Юбилей кражи гражданства «День за днём», 2012
  • Эксперты: Интеграция строит гражданское общество // rus.err.ee, 03.11.2010
  • О политике Эстонской Республики в области интеграции и натурализации. Материалы Министерства народонаселения Эстонии.
  • DELFI.ee, «НЕГРы не посинеют, 25 ноября 2005
  • rus.DELFI.ee Количество лиц без гражданства уменьшается, одна из главных причин — смерть 6 июня 2011
  • rus.DELFI.ee ОБСЕ советует Эстонии упростить детям неграждан доступ к гражданству Эстонии 9 июня 2011
  • rus.DELFI.ee МИД РФ: Россия призвала Эстонию преодолеть безгражданство 11 июня 2011
  • Серопаспартник из Эстонии стал первым человеком без гражданства с официальным статусом в Ирландии. // rus.delfi.ee. Проверено 30 марта 2014.

Tags: Неграждане украина, неграждане без визы, неграждане эстонии, неграждане страны, неграждане или не граждане.