Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Неграждане украины, неграждане в риме, неграждане эстония википедия, неграждане эстонии безвизовый режим, неграждане в латвии.

Неофициальный флаг неграждан
Политика — Портал:Политика
Латвия

Эта статья — часть серии:
Политическая система
Латвии









Неграждане (латыш. nepilsoņi) — около 290 000[1] (ранее около 700 000) человек, в основном жителей Латвии, не имеющих с 1991 г. гражданства ни одной страны, но имеющих специфический статус. С юридической точки зрения — субъекты закона[2] от 12 апреля 1995 г. «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» — лица, которые не являются и не были гражданами никакого государства, кроме СССР, отвечающие таковым требованиям: «1 июля 1992 года они были вне зависимости от статуса указанной в прописке жилой площади прописаны на территории Латвии, или их последнее зарегистрированное место жительства до 1 июля 1992 года было в Латвийской Республике, или решением суда установлен факт того, что до упомянутой даты они не менее 10 лет непрерывно жили на территории Латвии», а также их дети, не получившие какого-либо гражданства. Cущественная часть неграждан родилась на территории Латвии[3].

Содержание

История и демография

Негражданами в 1990-х гг. стали главным образом люди, переселившиеся в Латвию из других республик СССР в 1940—1989 гг., и их дети. Причиной их большого числа было то, что в двух мировых войнах и последующих общественных конфликтах Латвия понесла большие демографические потери. При медленном естественном приросте населения[4], проводившейся политике индустриализации и более высоком по сравнению с большинством республик уровне жизни большую часть прироста населения в советской Латвии обеспечивала миграция.

Юридическое основание появления этой категории людей — решение[5] Верховного Совета ЛР от 15 октября 1991 г. «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации», согласно которому гражданство Латвии было признано только за примерно 2/3 жителей страны (гражданами довоенной Латвийской Республики и их потомками), вопреки пункту 2.5. предвыборной программы правившего Народного фронта Латвии[6][7]. Позднее первый лидер Народного фронта Д. Иванс заметил, что считал это предательством[8]. Как причину непринятия «нулевого варианта» (гражданство для всех жителей Латвии), депутат Верховного совета от НФЛ Р. Марьяш назывет непримиримую позицию уже запрещенного к тому времени Интерфронта и утверждения национал-радикалов о том, что «автоматическое предоставление латвийского гражданства всем жителям Латвии — означает неминуемый откат в прошлое, восстановление советской власти, прежних порядков»[9].

Теоретически у латышей была возможность бороться за свою независимость с оружием в руках. Это привело бы к кровавым столкновениям. Гораздо разумнее выглядел другой путь — попытаться легальными средствами проникнуть в существовавшие в то время структуры власти, а для этого необходимы были голоса — ведь тогда голосовали все жители Латвии. И мы сознательно говорили, что наша цель так называемый нулевой вариант. Но это была сознательная ложь, которая помогла избежать человеческих жертв — А. Пантелеевс, многолетний председатель комиссии Сейма по национальной безопасности и лидер партии «Латвийский путь»[10]

Вскоре прекратил свое существование СССР, и вплоть до 1995 года юридический статус неграждан (тогда около 700 тысяч человек[11]) был неясен.

К середине 2011 г., по данным[12] Регистра жителей, в Латвии проживало 319 267 неграждан (14,4 % жителей), из них 65,8 % — русские (34,6 % русских Латвии), 13,5 % — белорусы (55,3 % белорусов Латвии), 9,6 % — украинцы (56,3 % украинцев Латвии), а всего представители национальных меньшинств — 99,6 %, латыши — 0,4 % (около 1200 человек, или 0,1 % живущих в стране латышей)[13]. Число неграждан сокращается в результате вымирания, эмиграции, натурализации и признания части родившихся начиная с 1991 года детей неграждан в качестве граждан[14][15].

В октябре 1998 года на референдуме большинством голосов (52,5 % против 45 %) был одобрен закон, расширяющий круг лиц, имеющих право натурализоваться, и предоставляющий право по заявлению родителей признавать гражданами детей неграждан, родившихся в Латвии после 21 августа 1991 года.[16] Принять этот закон позволили лишь голоса нелатышей[16]. После референдума натурализация (в основном — неграждан[17]) ускорилась, в 2005 году превысив 19 000 человек. После 2005 года натурализация замедлилась, в 2009—2010 гг. стабилизировавшись на уровне около 2000 натурализуемых в год[18][19].

Неграждане в основном живут в крупных городах — так, на середину 2011 г. они составляют 23,3 % населения Риги, 20,0 % населения Лиепаи, 18,5 % населения Даугавпилса. Население этих трёх крупнейших городов страны составляет 39,8 % населения страны, но в них живёт 62,3 % неграждан[20].

На начало 2011 г. люди 1929 года рождения и старше (81 год и старше) составляли 6,3 % живущих в Латвии неграждан (среди всего населения — 3,5 %), люди 1991 года рождения и моложе (0—19 лет) — 5,1 % неграждан (среди всего населения — 18,6 %)[21].

С 1995 года закон о статусе неграждан менялся 7 раз. Пакет поправок, принятый в марте 2000 года, предусматривал ограничение возможности высылки неграждан, а также позволял лишать неграждан их статуса лишь судебным путём[22]. Поправки сентября 2000 года восстановили возможность лишить человека статуса негражданина без решения суда, но с возможностью обжаловать решение в суде[23]. В 2004 году Сейм принял поправки к закону[24], среди прочего предусматривавшие лишать статуса негражданина лиц, выехавших на постоянное местожительство за границу. В 2005 году Конституционный суд отменил данные положения о лишении эмигрантов статуса негражданина[25].

Статус, различия в правах

Паспорт негражданина Латвии
Обложка
Стр. 1

Неграждане в латвийском праве отличаются от апатридов (лиц без подданства, лиц без гражданства (латыш. bezvalstnieki)) — лиц, не имеющих государственной принадлежности. В отличие от них неграждане, например, имеют латвийские паспорта (в отличие от изначально синих, а с 2007 г. красных гражданских, паспорта неграждан фиолетового цвета). По-английски в них неграждане обозначаются как иностранцы (англ. alien), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Конституционный суд Латвии в пунктах 15 и 17 решения[25] о порядке лишения статуса негражданина констатировал, что:

С принятием Закона о негражданах возникла новая, ранее неизвестная международному праву категория лиц — неграждане Латвии. Неграждане Латвии не подлежат приравниванию ни к одному из установленных международно-правовыми актами статусов физического лица, потому что установленный для неграждан объём прав не соответствует полностью ни одному из этих статусов. Неграждане Латвии не могут считаться ни гражданами, ни иностранцами, ни также лицами без подданства, а лицами с „особым правовым статусом“ (..) правовая связь неграждан с Латвией признана в известной мере, на основании чего возникли взаимные права и обязанности. Это вытекает из статьи 98 Конституции, которая, среди прочего, определяет, что каждый, имеющий паспорт Латвии, имеет право на защиту государства и право на свободное возвращение в Латвию

Латвийская Республика обосновывает мнение, что неграждане не являются субъектами Конвенции о статусе апатридов 1954 г., утверждая, что они имеют большие права, чем субъекты данной конвенции[26]. УВКБ ООН не относит неграждан к числу субъектов Конвенции о статусе апатридов 1954 г., но включает их в свою статистику лиц без гражданства[27]. Специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости обозначает неграждан Латвии как апатридов и ссылается на конвенцию 1961 года, рекомендуя Латвии пересмотреть условия натурализации.[28] Латвийский омбудсмен Р. Апситис в 2008 году отметил, что «особый правовой статус» неграждан «сомнителен с точки зрения международного права».[29]

Неграждане не имеют избирательных прав (в отличие от сходной группы неграждан Эстонии, также и на выборах самоуправлений), хотя могут состоять в латвийских партиях[30] и делать им пожертвования[31]. Ограничены они также в профессиональной деятельности: не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, фармацевтами, судебными заседателями, работниками Службы государственных доходов, и ЗАГСов и др. Также существуют ограничения в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в правах на приватизационные сертификаты (примерный аналог российских ваучеров), в подсчёте пенсионного стажа (см. Андреева против Латвии), в праве ношения оружия, в возможности обучения в некоторых вузах, в выезде без виз в ряд стран[32] (до января 2007 г. — в том числе в большинство стран Европейского союза, Норвегию и Исландию[33]). На 2010 год Латвийский комитет по правам человека насчитывает 79 различий между правами граждан и неграждан Латвии.[34]

Для неграждан не устанавливалась воинская повинность, что долгое время отличало их от мужчин-граждан Латвии, однако с отменой её (последний призыв состоялся в конце 2005 г.) темпы натурализации не выросли, а замедлились[18].

Возможности натурализации и регистрации в качестве граждан

Приём заявлений на натурализацию (приём в гражданство) в Латвии начался в феврале 1995 г. Однако до конца 1998 г. большинство неграждан не могло натурализоваться из-за так называемых «окон натурализации». В своем докладе для Совета по правам человека ООН в 2011 г. Латвия утверждает, что каждый негражданин имеет право приобрести гражданство в порядке натурализации[26]. Частью 1 статьи 11 Закона о гражданстве предусмотрен ряд ограничений натурализации[35]:

В гражданство Латвии не могут быть приняты лица, которые:

  • антиконституционными методами действовали против независимости Латвийской Республики, демократического парламентского государственного устройства либо существующей государственной власти в Латвии, если это установлено приговором суда;
  • после 4 мая 1990 года распространяли идеи фашизма, шовинизма, национал-социализма, коммунизма и другие идеи тоталитаризма, разжигали национальную или расовую ненависть или нетерпимость, если это установлено приговором суда;
  • являются должностными лицами учреждений государственной власти, управления или правоохранительных учреждений иностранных государств;
  • служат в вооруженных силах, внутренних войсках, службах безопасности или полиции (милиции) иностранных государств;
  • после 17 июня 1940 года избрали Латвийскую Республику местом жительства сразу после демобилизации из Вооруженных сил СССР (России) или внутренних войск СССР (России), если на момент призыва или поступления на службу Латвия не являлась их постоянным местом жительства. Данное ограничение не относится к лицам, перечисленным в пунктах 1, 6 и 7 первой части и в пятой части статьи 13;
  • являлись сотрудниками, информаторами, агентами или содержателями конспиративных квартир КГБ СССР (ЛССР) или других служб безопасности иностранных государств, разведывательных или других специальных служб, если этот факт установлен в предусмотренном законом порядке;
  • были осуждены в Латвии или в другом государстве к лишению свободы на срок более одного года за совершение умышленного преступления, признаваемого преступлением также в Латвии к моменту вступления в силу данного закона;
  • после 13 января 1991 года действовали против Латвийской Республики в КПСС (ЛКП), Интерфронте ЛССР, Объединенном совете трудовых коллективов, Организации ветеранов войны и труда, Вселатвийском комитете общественного спасения или его региональных комитетах.

Регистрация в качестве гражданина ЛР (без экзаменов) возможна для лиц, прошедших полный курс обучения в школе с латышским языком обучения, а с февраля 1999 г. — и для детей неграждан, родившихся после 21 августа 1991 г. (дата восстановления независимости). На 2011 год в Латвии было примерно 17 000 детей неграждан, имеющих право на получение латвийского гражданства, родители которых по разным причинам не воспользовались этой возможностью[36]. Для натурализации необходимо принести обещание верности Латвийской Республике, уплатить пошлину, сдать экзамены по латышскому языку, конституции, гимну (по сообщению участников встречи с комиссаром ОБСЕ по национальным меньшинствам в Даугавпилсе в 2011 г., в тексте гимна требуется не пропускать ни одного знака препинания[37]) и истории Латвии (порой с вопросами, в отношении ответов на которые в латвийском обществе существует серьёзное расхождение во взглядах[38]). По заявлению МИД в 1996 году, латвийское государство обязалось предоставлять гражданство всем, кто выполнил предусмотренные законом требования[39]. На практике известен случай отказа лицу в гражданстве и при выполнении требований закона, мотивируемый политическими соображениями (см. Юрий Петропавловский). Закон о гражданстве гласит, что посредством натурализации гражданство Латвии можно получить в течение одного года. В среднем процесс натурализации занимает 7—8 месяцев. К концу сентября 2011 натурализацию прошли 136 987 человек[19] (большинство натурализующихся — неграждане[17][40], но также апатриды и иностранцы). Наибольшее количество заявок на натурализацию было подано в 2004 г. (21 297), наибольшее количество натурализованных граждан было в 2005 г. (19 169). В 2009 г. число поданных заявок на натурализацию составило 16,3 % от показателя 2004 г., число натурализованных — 10,9 % от показателя 2005 года[18]. По данным исследования Управления натурализации, основные причины, по которым неграждане не идут на натурализацию, таковы: убеждение, что гражданство полагается им по праву — 34,2 %, недостаточное владение латышским языком — 23,2 %, сдача экзамена по истории — 20,5 %, меньшие расходы неграждан на визы в ряд стран, включая Россию — 20,2 %, размер пошлины — 20,2 %[41]. Более позднее исследование Управления по делам гражданства и миграции показывало, что 45 % опрошенных неграждан считали свое владение латышским языком недостаточным для натурализации[42]. Как причины, препятствующие натурализации, могут называться также нежелание проходить срочную службу в вооруженных силах Латвии (было актуально до 2005 г. — для мужчин до 27 лет) или пожилой возраст, с которым связаны недостаточное знание латышского языка и отсутствие мотивации получения гражданства[43]. В 2010 году больше неграждан Латвии приняло гражданство России, чем Латвии[19][44].

Неграждане как политический и правозащитный вопрос

Шествие против негражданства (2005)

В 1990-х годах отмечались заявления, в том числе со стороны правящих политиков (П. Лаце — замгенсека партии «Отечеству и Свободе», в 1997 году возглавлявшей правительство), что «всем негражданам придется покинуть Латвию», подвергавшиеся критике Государственного бюро по правам человека[45].

Согласно опросу[46] SKDS 2005 г., предоставление негражданам права голоса на муниципальных выборах поддержали бы 45,9 % жителей Латвии, но только 38,4 % граждан, против были бы 35,6 % жителей, но уже 42,8 % граждан. В частности, за такие поправки к законам выступили 74,6 % русских и 24,8 % латышей, против — 7,8 % русских и 55,9 % латышей. По данным опроса «AC Konsultācijas», в 2008 г. за право голоса для неграждан на местных выборах выступали 47 % жителей Латвии (38 % граждан и 80 % неграждан), против — 39 %[47].

Периодически в стране проходят сборы подписей[48] и публичные обращения[49] общественных организаций против негражданства и за расширение прав неграждан, подаются соответствующие законодательные инициативы[50][51]. Митинги при этом нередко бывают приурочены к выборам или годовщине безгражданства 15 октября.[52]. Латышские националистические организации, с другой стороны, проводят мероприятия против натурализации или её темпов[53], подают в Сейме соответствующие поправки к законам[54] и проекты политических деклараций[55].

Блок Центр согласия выступает за государственную поддержку натурализации, отмену профессиональных ограничений для неграждан и право для неграждан избирать самоуправления[56]. Партия ЗаПЧЕЛ, отмечая, что единственно морально оправданным было бы единовременное признание неграждан гражданами ЛР, выступает также как за шаги в этом направлении: за отмену профессиональных ограничений для неграждан, отмену ограничений натурализации и упрощение её процедуры, уравнение граждан с негражданами в социальных правах, «нулевой вариант» для отдельных категорий неграждан и право неграждан как избирать, так и быть избранными в самоуправления.[57] Партия реформ Затлерса характеризует институт неграждан как заботу о них, но предлагает упростить получение детьми неграждан гражданства Латвии[58]. Партия ТБ/ДННЛ[59] выступает за прекращение натурализации. ЛПП/ЛЦ вскоре после выборов 9-го Сейма заявили, что выступают за присвоение негражданам права голоса на муниципальных выборах[60], но в Сейме соответствующие предложения не поддерживают[61], предлагая рассмотреть вопрос на референдуме одновременно с ближайшими выборами самоуправлений, в 2009 г. Таким образом, право голоса неграждане при благоприятном для них исходе гипотетического референдума смогли бы использовать лишь на следующих муниципальных выборах, в 2013 г.

Международное сообщество высказывает несколько различающиеся мнения о негражданстве и условиях натурализации. В рекомендациях международных организаций типичны пожелания упростить процедуру натурализации и сократить различия в правах граждан и неграждан. Так, миссии ОБСЕ по надзору за парламентскими выборами 2006 г. в Латвии констатировали, что

тот факт, что существенная часть взрослого населения не имеет избирательного права, свидетельствует о продолжающем иметь место дефиците демократии. БДИПЧ/ОБСЕ, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Совет Европы и Совет стран Балтийского моря в своих рекомендациях отмечали необходимость рассмотрения возможности предоставления негражданам права на участие в муниципальных выборах[62].

Другой пример — резолюция ПАСЕ от 17 ноября 2006 г., содержащая следующую оценку ситуации:

Ассамблея считает, что условия натурализации, принятые в Латвии, не представляют непреодолимых препятствий для приобретения гражданства Латвии и установленная процедура не содержит чрезмерных или противоречащих существующим европейским стандартам требований. Однако, учитывая очень специфичную ситуацию неграждан, которая не имеет прецедента и потому не имеет рамок европейских норм или практики, Ассамблея считает, что возможны дальнейшие улучшения, чтобы избежать необязательных требований для получения гражданства Латвии[63].

ЕКРН считает, что статус неграждан заставляет затронутых им лиц чувствовать себя «гражданами второго сорта»[64].

В то же время есть и менее критичные оценки положения неграждан. Так, председатель наблюдательной комиссии ПАСЕ Ж. Дюрье в 2003 г. на вопрос о ситуации с негражданами ответила[65]:

Это особенность вашей страны. Здесь очень важно, что у вас есть право выбора. Вы можете сами решать: хотите вы стать гражданином или нет. Если вы не хотите получать гражданство, наверное, у вас есть для этого причины

Рекомендации международных организаций Латвии по вопросу негражданства включают следующие меры:

  • присвоить негражданам право голоса на муниципальных выборах[66][67][68][69][70][71]. (МИД Латвии признаёт постоянное давление международных организаций по этому вопросу[72]);
  • упростить натурализацию[73];
  • сократить разницу между правами граждан и неграждан[74];
  • не требовать от натурализуемых высказывать убеждения, противоречащие их видению истории своей культурной общины или нации[75].

МИД России в 2003 г. опубликовал Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии по правам национальных меньшинств[76], включающий ряд замечаний о правах неграждан. Сама Россия с июня 2008 г. ввела безвизовый режим для большинства неграждан Латвии[77][78] (в отличие от граждан), а ранее взимала с них консульские сборы за визы в меньшем размере, чем с граждан Латвии. Посол России в Латвии в 2010 году заявил, что «Проблема неграждан в Латвии будет решена эволюционным путем, однако её наличие не должно мешать развитию политических и деловых контактов между странами»[79], президент — что «в отношении части людей, которые в настоящий момент не являются гражданами, рано или поздно должны быть приняты решения, которые позволят адаптировать их в нормальную социально-экономическую и политическую жизнь», министр иностранных дел в 2011 году — что Россия не требует «ничего кроме как выполнения тех рекомендаций, которые даны по линии профильных международных структур — ОБСЕ, Совет Европы, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. Не может быть приемлемо, когда сотни тысяч людей называются негражданами».

Известные латвийцы, бывшие или остающиеся негражданами

  • Александр Гапоненко, предприниматель и общественный деятель — принципиально отказывается проходить процедуру натурализации[80]
  • Татьяна Жданок, общественный и политический деятель, ныне депутат Европарламента — добилась признания гражданства Латвии через суд в 1996 г.[81]
  • Александр Казаков, общественный деятель Латвии — принял гражданство России и после участия в акциях Штаба защиты русских школ был депортирован[82]
  • Валерий Каргин, президент, основатель и совладелец крупнейшего бывшего латвийского банка «Parex banka» (до кризиса 2008 г.), — Сейм присвоил гражданство за заслуги перед Латвией[83]. По версии журналистов[84], Валерий Каргин получил гражданство на основании поддельных документов[85]
  • Юрий Петропавловский, латвийский политик — сдал экзамены, но правительство отказало в натурализации и латвийский суд встал на сторону правительства. Оспаривает решение в Европейском суде по правам человека.
  • Виктор Щербатых, пятикратный чемпион Европы по тяжёлой атлетике — получил гражданство Латвии путём натурализации[86]
  • Юрий Журавлёв, политик и предприниматель — был зарегистрирован как гражданин Латвии, затем судом лишён гражданства, затем натурализовался.[87]
  • Алексей Широв, шахматист — попросил и получил гражданство Испании[88][нет в источнике]. По состоянию на 2011 год, планирует с 2012 года вновь выступать за Латвию[89].

Литература

  • Список различий в правах граждан и неграждан Латвии — Рига: ЛКПЧ, 2006
  • Неграждане Латвии — Рига: ЛКПЧ, 2007
  • Last Prisoners of the Cold War — Greens/EFA, 2006 — сборник историй неграждан (англ.)
  • Citizens of a Non-Existent State — 2008 2011 (англ.)
  • Современная европейская этнократия: Нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии. М.: Фонд «Историческая память», 2009. 280 с. ISBN 978-5-9990-0002-6. Стр. 201—204, 210—231
  • Гущин В. И. Неграждане Латвии и позиция России «Стратегия России» № 12, 2010
  • Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии / Ред. В. В. Полещук — М.: ФИП, «Русская панорама», 2009. ISBN 978-5-93165-242-9. Стр. 12—13, 29—37
  • Makarovs V., Dimitrovs A. Latvijas nepilsoņi un balstiesības: kompromisi un risinājumi R.: EuroCivitas, 2009
  • Elsuwege P. van Russian-speaking minorities in Estonia and Latvia: Problems of integration at the threshold of the European Union «ECMI (англ.) Working Papers» No. 20 (2004) ISSN 1435-9812
  • Ivļevs A., King R. M. From immigrants to (non-)citizens: Political economy of naturalizations in Latvia Economics Discussion Paper Series, School of Economics, University of the West of England, 2010

Ссылки

  • Управление по делам Гражданства и Миграции: Часто задаваемые вопросы
  • Статистика натурализации за 1995—2010 гг.  (латыш.)
  • Ведомый в нормативных актах и в международных договорах Латвии.
  • Международные рекомендации Латвии сократить различия в правах между гражданами и негражданами
  • Извлечение из парламентских дебатов по некоторым предложениям отменить различия в правах между гражданами и негражданами Латвии
  • Дебаты о законопроекте «О признании неграждан гражданами Латвии»  (латыш.)
  • Латвийский закон о гражданстве
  • Открытое письмо ЛКПЧ президенту В. Затлерсу, 11.07.2007.  (латыш.)
  • Гущин В. И. Выборы в 9-й Сейм и демократия; Институт неграждан в Латвии
  • Белшевиц Э. Быть гражданином не обязан…
  • Раздел «Гражданство» на сайте Управления по делам гражданства и миграции
  • Роксборо A. Латвия спорит о гражданстве, BBC, 2005
  • Заключения омбудсмена Латвии Ю. Янсонса на тему неграждан: 08.11.2011 08.12.2011 (латыш.) и критика МИДом РФ позиции Янсонса, 28.12.2011
  • Движение «За равные права»

Примечания

  1. Population Census 2011 — Key Indicators
  2.  (латыш.)  (англ.)
  3. Неграждане Латвии — Рига: ЛКПЧ, 2007 — cтр. 12-13
  4. 1959 и 1989 гг. Cм. тж. Неграждане Латвии — Рига: ЛКПЧ, 2007 — стр. 8
  5.  (латыш.),  (англ.) — see Appendix 3, pp. 76-78 (pp. 37-39 of .pdf document)
  6. Latvijas Tautas frontes 2. kongress. Programma, statūti, rezolūcijas — Rīga, LTF izdevniecība, 1990 — 7. lpp.
  7. Хроника большого кидка DELFI 2012
  8. Kā dzima pilsoņi un nepilsoņi, 2011
  9. Глава 10. У власти // Марьяш Р. М. Калейдоскоп моей памяти.
  10. [1] Цит. по: 1. Гущин В. 15 лет в состоянии раскола 2. Латвия — чья она родина? Рига, 1994, стр.105-106. Цит. по: Приедитис А. Мультикультурализм и перспективы демагогии
  11. Report of a second mission to the Republic of Latvia on behalf of FIDH and Bar of England and Wales HRC, 1994 — see p. 16 (англ.)
  12. Распределение населения ЛР по государственной принадлежности на 01.07.2011. (латыш.)
  13. Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2011.  (латыш.)
  14. Вечное рабство-2 DELFI, 19.08.2010.
  15. 392 816 до 372 421. При этом натурализовалось за этот год всего 6826 человек (включая граждан других стран и апатридов со статусом bezvalstnieks), а выехало из страны 4183 (включая граждан Латвии и иностранцев)
  16. ↑ Притяжение Балтии (балтийские русские и балтийские культуры) // Мир России. 2004. Т. XIII. № 3. С. 98-130
  17. ↑ Среди получивших гражданство в странах ЕС-27 в 2007 году больше всего было граждан Марокко и Турции, около трети составили граждане других европейских стран Демоскоп Weekly № 403—404
  18. ↑ Ответ министра внутренних дел Л. Мурниеце от 12.08.2010. № 1-28/2547 на депутатский вопрос. В приложениях — статистика натурализации за 1995—2010 гг. (латыш.)
  19. ↑ Краткая статистика натурализации (латыш.)
  20. Численность жителей в самоуправлениях по государственной принадлежности (латыш.)
  21. Распределение населения Латвии по году рождения и государственной принадлежности, 01.01.2011 (латыш.)
  22. Etnopolitika Latvijā. Pārskats par etnopolitisko stāvokli Latvijā un tā ietekme uz sabiedrības integrāciju Red. E. Vēbers. Rīga, 2001. ISBN 998-4543-79-X — 75. lpp. (латыш.)
  23. 14.09.2000. likums «Grozījumi likumā „Par to bijušās PSRS pilsoņu statusu, kuriem nav Latvijas vai citas valsts pilsonības“» (латыш.)
  24. 20.05.2004. likums «Grozījumi likumā „Par to bijušās PSRS pilsoņu statusu, kuriem nav Latvijas vai citas valsts pilsonības“» (латыш.)
  25. ↑ Решение Конституционного суда ЛР по делу № 2004-15-0106
  26. ↑ Доклад Латвии для Универсального периодического обзора Совета по правам человека ООН, 2011 — § 46
  27. Глобальные тенденции 2006 — см. таблицу 14 (англ.)
  28. Report on mission to Latvia (2008) — See Para. 30, 88 (англ.)
  29. Заключение омбудсмена Р. Апситиса — стр. 16 (латыш.)
  30. Закон о политических партиях — см. ст. 26  (латыш.)
  31. Закон о финансировании политических организаций (партий) — см. ст. 4  (латыш.)
  32. Справка ЛКПЧ о различиях прав граждан и неграждан, 2006
  33. Латвия запустила конвейер по воспроизводству неграждан KM.RU, 19.01.2007.
  34. «Мы не намерены сдаваться» — «Ракурс» № 33 (379), 21.08.2010.
  35.  (рус.)  (англ.)
  36. Родители 17 000 детей-неграждан не воспользовались возможностью получения для них гражданства Латвии DELFI, 08.02.2011.
  37. Комиссар ОБСЕ: Латвия должна упростить процесс натурализации REGNUM
  38. 100 тысяч «обманщиков», или Катехизис латвийского гражданина «Час», 15.08.2005.
  39. Issues in Human Rights in the Republic of Latvia 1994—1996 Latvijas Vēstnesis 28.11.1996. (англ.)
  40. Новые граждане ЕС: марокканцы, турки, индусы DELFI
  41. Reģionālo aspektu nozīme pilsonības jautājumu risināšanā — Rīga: LR Naturalizācijas pārvalde, 2003. — 66. lpp.
  42. Pētījums: nepilsoņiem naturalizēties liedz sliktas valodas zināšanas DELFI
  43. Latvian Citizenship
  44. Неграждане все чаще выбирают гражданство России DELFI 29.01.2011
  45. Par nepilsoņu tiesību izpratni Latvijas Vēstnesis 28.11.1997. № 309/310 (1024/1025)
  46. Uzskati par starpetniskajām attiecībām Latvijā — Rīga: SKDS, 2005. — 12.—13. lpp. (латыш.)
  47. Kvantitatīvs un kvalitatīvs pētījums par sabiedrības integrācijas un pilsonības aktuālajiem aspektiem. 2008 — 18. lpp. (латыш.)
  48. Подписи за права неграждан — в Европарламенте! «Час», 21.06.2007.
  49. Негражданам — право участия в выборах самоуправлений, обращение 19 общественных организаций, 01.07.2007.
  50. Законопроект о присвоении гражданства трем категориям неграждан, 2005  (латыш.)
  51. Проект поправок к закону о муниципальных выборах, 2007  (латыш.)
  52. Инициативы в отношении ликвидации массового безгражданства и его последствий, 2007
  53. Видео и фото с пикета против натурализации 22.04.2005. (латыш.)
  54. В граждане только арийцев? «Вести сегодня», 17.11.2005.
  55. «Неграждане должны уехать!» «Вести сегодня», 22.04.2005.
  56. Предвыборная программа ЦС, 2006 (латыш.)
  57. Программа ЗаПЧЕЛ, см. пункт 7.3.
  58. Лидер ПРЗ: институт неграждан — наша забота о приехавших при оккупации
  59. Программа ТБ/ДННЛ  (латыш.)
  60. ЛПП/ЛЦ за референдум о праве неграждан избирать самоуправления delfi.lv, 23.04.2007.  (латыш.)
  61. Голосование в Сейме 26.04.2007. (латыш.)
  62. оригинал (англ.), русский перевод
  63. Резолюция ПАСЕ № 1527 (2006). Права национальных меньшинств в Латвии (англ.) См. тж. другие документы СЕ: доклад от 12.02.2004 (пкт. 24—65) и меморандум от 16.05.2007. (пкт. 30—39, 43) (англ.) комиссара по правам человека
  64. Третий доклад ЕКРН по Латвии, 2008 — см. резюме на стр. 6 (англ.)
  65. Борис Цилевич: «Латвийское гражданство, как СПИД, распространяется в основном половым путем» 28.11.2003.
  66. Concluding observations of the Committee on the Elimination of Racial Discrimination: Latvia (2003) — Section 12 (англ.)
  67. Резолюция ПА ОБСЕ о национальных меньшинствах (2004) — Пункт 16 (см. стр. 28)
  68. Recommendation 257(2008) of the CoE Congress of Local and Regional Authorities — para. 11 b)  (англ.)
  69. Комитет по правам человека ООН, заключительные замечания по Латвии, CCPR/CO/79/LVA, 06/11/2003 (англ.) См. пкт. 16—18
  70. Резолюция Европарламента по поводу доклада Еврокомиссии по всестороннему мониторингу Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Словакии на предмет готовности к вступлению в ЕС. P5_TA(2004)0180, 11/03/2004 (англ.) См. пкт. 73—74.
  71. Комиссар ОБСЕ: неграждане должны избирать самоуправления DELFI 16.02.2011.
  72. Кристовскис: МИД ощущает постоянное давление из-за неграждан DELFI 25.02.2011.
  73. Доклад комиссара СЕ по правам человека о визите в Латвию с 5 по 8 октября 2003 г. (2004) — см. пкт. 132.4.
  74. PACE resolution No. 1527 (2006) — Section 17.11.2. (англ.)
  75. PACE resolution No. 1527 (2006) — Section 17.9. (англ.)
  76. Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии по правам национальных меньшинств МИД РФ, 2003
  77. Неграждане Латвии могут ехать в Россию без визы
  78. Для кого открыт шлагбаум. Не все неграждане Латвии и Эстонии имеют право без визы приезжать в Россию
  79. Вешняков: испортим отношения — навредим негражданам
  80. Александр Гапоненко: Русские в Латвии хотят сохранить свою национальную идентичность
  81. Партия «Равноправие», Рига, 2002 — стр. 18
  82. «Мы будем торпедировать реформу изнутри»
  83. «События, факты, мнения» «РП-Русская Газета» № 48, 29 ноября 1997 года
  84. Лато Лапса, «Vakara Ziņas», «Diena»
  85. [2] Каргин Superstar. Часть 41
  86. Виктор Щербатых: «Оказывается, я очень даже неплох!»
  87. А теперь отец! «Вести Сегодня», 23.01.2008.
  88. Человек дня: Алексей Широв
  89. Спустя 15 лет Широв снова будет выступать за Латвию DELFI 24.10.2011.

См. также

Tags: Неграждане украины, неграждане в риме, неграждане эстония википедия, неграждане эстонии безвизовый режим, неграждане в латвии.