Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Мотет исполненный по случаю освящения флорентийского собора 1436, мотет машо, мотет драма на музыке в эпоху возрождения.

Исполнение мотета

Моте́т (фр. motet, лат. motetus, motellus, от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. Исполнялся как в церкви, так и на концертной эстраде. В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в это время, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. Иоанн де Грокейо писал о мотете:

Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.

Исторический очерк

Мотет возник в XIII веке во Франции, вероятней всего, из подтекстовки клаузул школы Нотр-Дам. Название «мотет» стали относить к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст (обозначаемый словом mot) начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетусом), то есть в голос, который ранее просто распевался. В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми (иначе их называют политекстовыми), то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на разных языках (латыни и французском). Наиболее значительные образцы мотета XIII века (т.наз. Ars antiqua) содержатся в Бамбергском кодексе и Кодексе Монпелье. Крупнейший автор мотета XIV века (эпохи Ars nova) — Гильом де Машо. Для Машо мотет был своеобразной творческой лабораторией, в которой он ставил изысканные композиционные эксперименты, в том числе в области изоритмии.

В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на церковный текст, единый для данного произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность произнесения слов в разных голосах — чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций, и подобная особенность стала характернейшим признаком жанра мотета вообще.

В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, то есть к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает свое существование: мотеты сочинялись к разного рода торжествам, и среди их авторов мы находим крупнейших мастеров эпохи. История мотета насчитывает около семи веков, и в области западной церковной музыки этот жанр уступает по значению только мессе. Великолепные образцы мотетов можно найти в сочинениях Филиппа де Витри, Гильома де Машо, Джона Данстейбла, Гийома Дюфаи, Йоханнеса Окегема, Якоба Обрехта, Жоскена Депре, Орландо Лассо, Палестрины, Томаса Луиса де Виктории, Уильяма Бёрда, Генриха Шютца, Баха, Вивальди, Моцарта, Мендельсона, Брамса и др.

Литература

  • Leichtentritt H. Geschichte der Motette. Lpz., 1908;
  • Besseler H. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931;
  • Stephan W. Die burgundisch-niederländische Motette zur Zeit Ockeghems. Kassel, 1937;
  • Lowinsky E.E. Secret Chromatic Art in the Netherlands Motet. New York, 1946;
  • Gennrich F. Bibliographie der ältesten französischen und lateinischen Motetten, SMM, II (1957);
  • Günther U. The 14th-Century Motet and its Development // Musica Disciplina, XII (1958), pp. 27-58;
  • Dammann R. Geschichte der Begriffsbestimmung Motette // Archiv für Musikwissenschaft, XVI (1959), SS.337-77;
  • Eggebrecht H.H. Machauts Motette Nr.9 // Archiv für Musikwissenschaft, 19-20 (1962-63) u. 25 (1968);
  • Anderson G.A. Notre Dame Latin double motets ca.1215-1250 // Musica Disciplina, XXV (1971), pp. 35-92;
  • Евдокимова Ю. Многоголосие средневековья. X—XIV вв. М., 1983 (История полифонии, т.1);
  • Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985;
  • Tischler H. The style and evolution of the earliest motets. Henryville, PA, 1985;
  • Ludwig P. Studien zum Motettenschaffen der Schüler Palestrinas. Regensburg, 1986;
  • Boetticher W. Geschichte der Motette. Darmstadt, 1989;
  • Die Motette: Beiträge zu ihrer Gattungsgeschichte, hrsg. v. H. Schneider u. H.-J. Winkler. Mainz, 1991;
  • Brothers T. Vestiges of the Isorhythmic Tradition in Mass and Motet, ca. 1450—1475 // Journal of the American Musicological Society, XLIV (1991), pp. 1-56;
  • Everist M. French motets in the thirteenth century: music, poetry and genre. Cambridge, 1994;
  • Hearing the motet. Essays on the motet of the Middle Ages and Renaissance, ed. by D. Pesce. N.Y., 1997;
  • Cumming J.E. The Motet in the age of Du Fay. Cambridge, 1999;

Ссылки

Tags: Мотет исполненный по случаю освящения флорентийского собора 1436, мотет машо, мотет драма на музыке в эпоху возрождения.