Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Модальность мышления, модальность языкознание, модальность суждений сущность и виды.

Модальность (от лат. modus — мера; этимологически modus, возможно, перевод др.-греч. τρόπος — способ, образ, манера) в музыке — принцип лада, центральной категорией которого является звукоряд.

Содержание

Общая характеристика

Под модальными ладами чаще всего подразумевают октавные «старинные лады» греков (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский) и/или церковные тоны богослужебной монодии католиков. Словосочетание «модальная гармония» относят к многоголосной модальной музыке. В отношении любой модальной музыки ранее было принято говорить, что она написана «в ладах» (подразумевается — в старинных ладах), или (особенно в трудах вульгарно-социологического толка) «в ладах народной музыки» (также называвшихся натуральными).

Модальный лад в теоретически чистой форме статичен. В отличие от тонального лада, его невозможно экспонировать в пределах первых трёх-четырёх звуков/созвучий. Он развёртывается постепенно через обход ступеней и осмысливается ретроспективно[1] в пределах целой пьесы или хотя бы одного, «законченного» отдела формы. В практике европейской модальной музыки обновление гармонии совершается за счёт метаболы, то есть перемены рода (главным образом, через сопоставление диатоники и хроматики) и/или перемены звукоряда — путём транспозиции или без неё (ощущается смена остова лада)[2], а также путём смены характерных для данного модального лада мелодических формул (в некоторых родах музыки такие формулы именуются «попевками»).

Как принцип лада модальность (опора на звукоряд) не противоречит тональности (опора на центр=тонику и понятие периферии, соотнесённой с этим центром). Модальность и тональность — два некоррелятивных принципа музыкального лада. Теоретически модальная музыка может содержать сколько угодно «тяготений», а тональная музыка сколько угодно модализмов. Например, в итальянской музыке позднего Возрождения и раннего барокко находятся одновременно и модальные и тональные черты, вплоть до полного равновесия обоих фундаментальных ладовых векторов.

Модальность господствует во всей музыке монодийного склада — исторических (напр., в музыке Древней Греции, в знаменном распеве православных и в плавном распеве католиков) и ныне существующих (индийская рага, арабский макам и т. п.) стилевых традиций. В многоголосной музыке модальной (по преимуществу) является вся гармония западноевропейского средневековья и Возрождения. При всем невероятном многообразии музыки Перотина и Машо, Дюфаи и Жоскена, Лассо и Палестрины их звуковысотные системы представляют собой типичные примеры старомодальной гармонии. Гармонию в XX веке, частично возродившую старинную модальность на новой звукорядной основе (А.Н. Черепнин, О. Мессиан, Б. Барток и др.), называют новомодальной или неомодальной.

Категории и функции модальных ладов

В исторически и локально многообразных модальных системах состав ладовых категорий и функций, их значимость для конкретной системы, наконец, термины для них могут быть разными. Основные категории модальных ладов (на примере григорианских церковных тонов):

Основные функции модальных ладов (в григорианике):

В локальных модальных системах могут присутствовать и другие функции. Например, ряд русских народных песен заканчивается не на «финалисе», опорное значение которого устанавливается по ходу развёртывания лада, а на «отгласе», характерном именно для данной модальной традиции сбросе устоя[7]. Отглас обычно совершается на тоне, расположенном секундой ниже или выше финалиса, но может быть и сонорным явлением, с использованием экмелики[8].

Примечания

  1. Ю. Холопов называет этот процесс осмысления «ретроспективным синтезированием ладовой структуры» (Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988, с.167.).
  2. Перемена лада через транспозицию в средневековой монодии называлась словом transpositio (качество лада и его идентификация остаются неизменными), без транспозиции (изменяется качество лада, вплоть до иной его идентификации) словом transformatio. См. подробней: Пушкина Ю. В. Ладовая мутация в западном хорале (неизвестные страницы теории) // От Гвидо до Кейджа. Полифонические чтения. Москва, 2006, сс. 46-70.
  3. Оригинальный термин древнегреческой теории музыки — система (σύστημα; см. Полная система (музыка)), в античной латинской — constitutio, в средневековой латинской звукоряд — одно из значений (многозначного термина) modus. В современном отечественном музыковедении звукоряды модальных ладов иногда называют словом «модусы» (впрочем, непоследовательно).
  4. В многоголосии западноевропейского средневековья и Возрождения — гармонический амбитус, набор характерных созвучий.
  5. По отношению к музыкальному фольклору и богослужебной музыке православной традиции чаще пользуются термином «попевка» (см. Глас). Мелодические формулы плавного распева (григорианского хорала) назывались в том числе «ноэанами». См.: Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII — Х столетий (к проблеме эволюции модальной системы средневековья). М., 2004. Свои специфические названия (термины) для мелодических формул есть, разумеется, и в других модальных традициях, например, в персидском дестгяхе они называются словом «гуше».
  6. В древнегреческой теории — «сила», «значение» (δύναμις), в латинской теории средневековья — «сила», «достоинство» (vis), также «качество» (qualitas) ступени. Воксы модальных ладов старинной западноевропейской музыки (ut, re, mi, fa, sol, la) известны с XI века (см. Сольмизация). В древнегреческой музыке названия ступеней Полной системы — те же ступенные функции.
  7. Старостина Т.А. О классификации ладов русской народной музыки // Гармония: проблемы науки и методики. Сб. статей. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2002.
  8. В нотных транскрипциях изображается линиями исчезающего глиссандо или арочной линией со стрелкой на конце.

Литература

  • Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel — Basel, 1968.
  • Холопов Ю. Н. Модальная гармония: Модальность как тип гармонической структуры [1975] // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных музыкальных культур. Ташкент: Изд-во лит-ры и искусства им. Гафура Гуляма, 1982, с. 16-31.
  • Powers H. Mode // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London etc., 1980.
  • Powers H. Tonal Types and Modal Categories in Renaissance Polyphony // Journal of the American Musicological Society, XXXIV (1981), pp.428-70.
  • Лебедев С. Н. О модальной гармонии XIV века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. С.5-33.
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. Москва: Музыка, 1988.
  • Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в западной Европе VIII-Х столетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья. Москва: МГУ, 2004.

Ссылки

  • Бершадская Т.С. Недоразумение, становящееся традицией (оцифровка статьи из журнала «Музыкальная академия», 2008, № 1)

Tags: Модальность мышления, модальность языкознание, модальность суждений сущность и виды.