Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Манипулирование сознанием детей, манипулирование сознанием через интернет, манипулирование сознанием избирателей, манипулирование сознанием группы как способ психологического воздействия, манипулирование сознанием людей.

Манипуля́ция массовым созна́нием (ср.> «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») — один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Как указано в широко известной читателям в России и за рубежом монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д. [1]. Манипуляция — это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».

Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллизм»[2][3].

В XX веке круг явлений, к которым стали прилагать термин «манипуляция» с политическим наполнением изначального определения (в техн., медиц.: «обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление»), расширился. «Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т. п. Конечная цель таких усилий — контроль над населением, его управляемость и послушность»[2]:44,45.

Соответственно скорректировалось и понимание термина «манипуляция» в психологической литературе. Помимо двух ранее известных значений (первое заимствовано из техники и используется инженерной психологией и психологией труда; второе — из этологии, где манипуляция противопоставлена локомоции[4]), с 1960 гг. психологи начинают использовать его — в рамках анализа межличностных отношений — и в третьем значении, из контекста политологических трудов.

В политологии же в 1950-70-е гг. понятие «манипуляция» активно использовали одновременно оба главных противника в «холодной войне». Социалистическая литература сосредотачивалась на «развенчании манипулятивной сущности буржуазных (империалистических) СМИ», в то время как последние обвиняли СССР и КНР в «промывании мозгов» (brainwashing) американцам, взятым в плен в годы Корейской и Вьетнамской войн[2]:45.

Изданный в 1969 году в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определил манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характера поведения, которого он от них ожидает». Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции.

Сегодня понятие «манипуляция» во многом идентично внедрению в сознание идей, мыслей и представлений путем массированного распространения специально подготовленной по форме и содержанию информации.

Содержание

Классификация трактовок понятия «манипуляция» (полит.)

Несмотря на достаточно продолжительный опыт применения понятия «манипуляция», русские и зарубежные авторы демонстрируют известный разброс в понимании этого термина в политологическом контексте. В монографии доктора психологических наук, профессора[5] Е. Л. Доценко «Манипуляция: феномен, механизм, защита»[6] проанализированы 11 авторских контекстов.

Представления различных авторов о понятии «манипуляция» (полит.)
Авторы Определения
1 Б. Н. Бессонов Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём
2 Д. А. Волкогонов Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира
3 Р. Гудин Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого
4 О. Т. Ёкояма Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов
5 Л. Прото Скрытое влияние на совершение выбора
6 У. Рикер Способ структурирования мира, позволяющий выиграть
7 Дж. Рудинов Инициация поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого
8 В. Н. Сагатовский Отношение к другому как к средству, объекту, орудию
9 Г. Шиллер Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения
10 Э. Шостром Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей
11 П. У. Робинсон Мастерское управление или использование

На этой основе Е.Доценко выявляет 18 типичных признаков, используемых каждым автором для определения манипуляции (здесь не приводится). В момент написания данного научного труда ныне известная работа С. Г. Кара-Мурзы ещё не увидела свет, и потому в систематизацию Е.Доценко она не попала.

Манипуляция сознанием при восприятии на индивидуальном уровне

Признаки манипуляции сознанием

  • Вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.
  • Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
  • Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).
  • К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

Предпосылки манипуляции

Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не насилие, а соблазн.

В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:
    • заступничество,
    • успокаивание,
    • комплимент,
    • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
    • сообщение хороших новостей,
    • общие интересы…
  • отрицательные формы:
    • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
    • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
    • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…[7]

Цель манипулятора

Цель тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и неосознанным.

Противодействие психологической манипуляции

Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.

Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько:

  • Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
  • Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
  • Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
  • Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).

Методы манипуляции

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

  1. Использование внушения.
  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
  4. Метод под названием «нужны трупы».
  5. Метод «страшилок».
  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  7. Метод фрагментации.
  8. Многократные повторы или «метод Геббельса».
  9. Создание лжесобытий, мистификация.


Источники

  1. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2004. — 528 с.; М.: Эксмо, 2005. — 832 с. ISBN 5-699-08331-6
  2. ↑ Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е. — М.: Речь, 2003. — 304 с. — ISBN 5-09-002630-0
  3. Е. Л. Доценко продолжает: «Имя итальянского политика Никколо Макиавелли стало нарицательным для обозначения нравственной позиции „цель оправдывает любые средства“… Но для средневекового читателя это было в порядке вещей…» — назв. книга, с. 44.
  4. Краткий психологический словарь
  5. факультет психологии ТюмГУ
  6. Название источника и таблица по сб. «Контроль сознания и методы подавления личности». — Мн.: Харвест, 2002. ISBN 985-13-0356-9
  7. ВИВАТ ОРАТОР — Центр ораторского мастерства

См. также

Литература

Ссылки

  • Манипуляция сознанием. Учебное пособие.» — М.: Алгоритм, 2004;
  • Подборка критики работ С. Г. Кара-Мурзы в данной области
  • Недоваренная лапша на развесистых ушах. манипуляции-1 Ежедневный журнал, 22.12.2010
  • Сельченок С. В. (сост.) Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. — М.: «Издательство „АСТ”», 2002. — 624 с. — (Библиотека практической психологии). — 5000 экз. — ISBN 5-17-007318-6
  • Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. — М.: «Добросвет», «Издательство „КДУ“», 2009. — 234 с. — 1000 экз. — ISBN 9785982276131
  • Шампань П. «Делать мнение: новая политическая игра»
  • Аронсон Э., Пратканис Э. Р. «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление»
  • Этические проблемы манипуляции
  • Федоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946—1991) до современного этапа (1992—2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

Tags: Манипулирование сознанием детей, манипулирование сознанием через интернет, манипулирование сознанием избирателей, манипулирование сознанием группы как способ психологического воздействия, манипулирование сознанием людей.