Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Каторга на галерах, фильм каторга по роману пикуля смотреть онлайн 2011г, каторга тобольск, каторга читать пикуль, корабль каторга 6 букв.

Михаил Семенович Ку́торга
Дата рождения:

1809 год(1809)

Место рождения:

Белоруссия

Дата смерти:

1886 год(1886)

Страна:

 Российская империя

Научная сфера:

История Древней Греции

Известные ученики:

Н. А. Астафьев

Известен как:

исследователь афинской демократии

Произведения в Викитеке.

Михаил Семенович Ку́торга на Викискладе

Михаил Семенович Ку́торга (1809—1886) — историк, зачинатель русского профессионального антиковедения, первый самостоятельный русский исследователь древнегреческой истории.

Содержание

Биография

В своей научной деятельности М. С. Куторга особое внимание уделял истории Афин V—IV веков до н. э., в том числе времени становления и развития афинской демократии. В 1827 г., по приказу Николая I, при Дерптском университете создается Профессорский институт для подготовки отечественных преподавателей всеобщей истории . Это было связано как с отсутствием отечественных преподавателей всеобщей истории, так имело и политические цели. После событий 1825 года правительство намеревалось подготовить надежный преподавательский состав. В новооткрытый институт принимались лишь природно-русские кандидаты с незапятнанной репутацией. Одним из слушателей этого института и становится М. С. Куторга. В своих первых работах М. С. Куторга еще не касается вопросов, связанных с темой афинской демократии. Его магистерская и докторская диссертации были посвящены разбору племенного устройства в древней Греции в ранний период ее истории[1].

Герб братьев Степана и Михаила Куторга (1841 г.) внесен в Часть 11 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 147

Первый труд Куторги, посвященный истории афинской демократии — «История афинской республики от убиения Иппарха (Гиппарха) до смерти Мильтиада» (1848), где Куторга основное внимание уделяет политической борьбе аристократии и демократии в Греции и в Афинах[2] Отдельную работу в 1853 году Куторга посвящает законодательству Клисфена, где опираясь на свидетельство аристотелевой «Политики» (Arist. Pol., III, 1, 10) делает вывод о том, что Клисфен принял в сословие граждан весь класс метеков, состоявший из отделов метеков-иностранцев и метеков-рабов . Дальнейшие работы в 1850-е годы, по преимуществу, были связаны с его изысканиями в области хронологии. Так, хронологии персидских войн посвящена работа Куторги «Персидские войны. Критические исследования событий эпохи древней греческой истории» (1858).

Новый всплеск интереса к политической истории Греции V в. до н. э., и в частности, к вопросам, связанным с историей афинской демократии, возникает у М. С. Куторги в 1860-е гг., что, надо думать, было непосредственно связано с наступлением эпохи либеральных реформ в России, а также с развитием идей панславизма, порождавших особый интерес к греко-славянскому миру. Видимо, не случайно, что появление программной статьи Куторги «Введение в историю древней греческой образованности», где историк говорит об особой значимости для русских изучения истории древней Греции, совпало по времени с проведением в России Славянского съезда[3]. Именно в 1860-70-е гг. Куторга говорит о необходимости создания национальной самобытной науки об античности, в это же время зарождается его оригинальный взгляд на развитие афинской демократии при Перикле. По мнению Куторги, при Перикле в Афинах сложился особый политический строй, пришедший на смену демократии[4]. Этот строй Куторга именует политией. Полития, по мнению Куторги, была самым совершенным строем древнего мира и представляла из себя государственное устройство, в котором были сняты все противоречия, характерные как для аристократии, так и для демократии[5]. Полития представляла из себя, как считал Куторга, равноправную гражданскую общину, где мирно уживаются все слои общества[6].

Ошибкой всех новейших ученых Куторга считал то обстоятельство, что «политический строй перикловых Афин и дальнейшее их развитие те именовали демократией»[7]. Именно политией, установленной Периклом, по мнению М. С. Куторги, управлялись Афины «в благоденствии, коему во всей прочей Греции не было равного до самого Македонского господства». В своем мнении о том, что при Перикле государственный строй древних Афин греки именовали не демократией, а политией, Куторга опирается, главным образом, на рассуждениях Аристотеля (Arist. Polit., III, V, 1.) о политии, как наилучшем виде государственного устройства; и на диалоге Платона «Политик». (Plato. Pol., 293в, 300с-е), где, как считает Куторга, Платон также высказывается о политии, как наилучшем виде государственного устройства. Причем Куторга полагал, что Аристотель и Платон относили политию именно ко времени правления Перикла[8].

В концепции политии отразился и другой важный аспект мировоззрения М. С. Куторги, а именно, идея о противоборстве двух разных миров — Романо-германского и Греко-славянского, где краеугольным камнем была мысль о противостоянии православия и католицизма. Для М. С. Куторги Романо-германский мир ассоциировался с насилием и угнетением, с тиранией цезарей, впоследствии воплотившейся в папстве[9]. Совсем в другой ипостаси предстает в представлении М. С. Куторги Греко-славянский мир: он наследник первых христианских общин, построенных, в свою очередь, наподобие древней афинской политии и воспринявших самоё её имя — полития, гражданство, преимущественно экклесия, вече, что, в конечном итоге, означало для Куторги «возрождение афинской политии, но преобразованной по учению Евангелия» . Сам дух афинских гражданских свобод перешел, по мнению Куторги, в православную церковь: «сохранилось до сих пор общинное избрание Вселенского Патриарха, равно как и общинные избрания приходских священников в Греции»[10]. Древняя Европа, замечал М. С. Куторга, распалась на западную и восточную, на две совершенно в самом существе противоположные части. «Падение Западной Римской империи не уничтожило и не ослабило этого раздела …, не прекращаясь поныне, … образовалось два глубоко различных христианских мира: Германо-романский на западе; славяно-греческий — на востоке»[11]. Этот акцент, сделанный Куторгой на преемственности греческого и славянского миров, не случаен. По его мнению, основные идеи политии в трех её существенных чертах — общины, веча и церкви перешли и в Россию. «Греки распространили между Славянами начала гражданственности и внушили им понятие Общины, которая привилась и водворилась у них в своем тройственном значении общины, веча и Церкви. Так, открылся на востоке Европы новый Славяно-Эллинский мир, коего представителем Россия, наше отечество. Изучая историю древних Эллинов, изучаем законы исторической преемственности»[12].

Сочинения

  • Куторга М. С. Борьба демократии с аристократией в древних эллинских республиках перед персидскими войнами // Рус. вестн. – 1875 – Т. 112. – С. 5–31.
  • Куторга М. С. Введение в историю греческой образованности // Журн. М-ва нар. просвещения. – 1867. – Ч. 133. – С. 154–173.
  • Куторга М. С. Исторические воспоминания путешественника. Версаль // Отечественные записки. – 1839. – Т. 6. – С. 35–39.
  • Куторга М. С. История афинской республики от убиения Иппарха до смерти Мильтиада. – СПб. : [Б. и.], 1848. – 178 с.
  • Куторга М. С. Колена и сословия аттические.–СПб. : [Б. и.], 1838. – 152 с.
  • Куторга М. С. Критические разыскания о законодательстве Алкмеонида Клисфена // Пропилеи. – 1853. – Кн. 3. – С. 145–187.
  • Куторга М. С. Новая книга о Перикле // Рус. вестн. – 1880. – Т. 145. – С. 811–852.
  • Куторга М. С. Очерк новейших историоков в Западной Европе. Л.Ранке // Библиотека для чтения.- М., 1850. - С. 110-117.
  • Куторга М. С. Перикл // Современник. – 1850. – Т. 19. – Отд. 2. – С. 65–84.
  • Куторга М. С. Персидские войны : Критич. исследование событий эпохи древнегреческой истории СПб,1858 (Тип. Э. Веймара)
  • Куторга М. С. Собрание сочинений : [ в 2-х т.]. Т. 1. Афинская гражданская община по известиям эллинских историков / М. С. Куторга. – СПб. : Изд. Л.Ф. Пантелеева, 1894. – 16, X , 566 с.
  • Куторга М. С. Собрание сочинений : [в 2-х т.]. Т. 2. Афинская гражданская община по известиям эллинских историков / М. С. Куторга. – СПб. : Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1896. – VIII, 15, 700 с.

Литература о М. С. Куторге

  • Константинова А. Д. Жизнь и научная деятельность М. С. Куторги // Вопросы историографии всеобщей истории. — Казань, 1967. — Вып. 2. — С. 80-122;
  • Константинова А. Д. Общественно-политические и историко-философские взгляды М. С. Куторги // Вопросы историографии всеобщей истории. — Казань, 1962. — Вып. 3. — С. 113—144;
  • Георгиев Павел Валентинович. Афинская демократия в отечественной историографии середины XIX - первой трети XX вв.: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук - Казань, 2009.
  • Георгиев П. В. Русский панславизм 19 века и античная демократия : концепция политии М. С. Куторги // Ученые записки Казанского Государственного Университета 2008. — Т. 150. Кн.1, Серия Гуманитарные науки С. 214—218;
  • Георгиев П. В. Образ афинской демократии в историософии русской идеи: демократия как антисоциальное в России // Социальное: смысл,поиск в современном культурно-историческом пространстве и дискурсе. - Материалы международной научно-практ. конференции. - Казань. - 2011. С. 252-262;
  • Алпатов М. А. Исторические взгляды М. С. Куторги // Очерки исторической науки в СССР. — Т.1. — М. : Наука, 1955. — С. 474—489;
  • Алпатов М. А. Мировоззрение М. С. Куторги и его концепция истории древней Греции // Вестн. древней истории. — 1955. — № 3. — С. 179—198;
  • Мадиссон Ю. К. Молодой Куторга (к вопросу о возникновении русской исторической науки об античности) // Учен. зап. Тартуск. ун-та. — Таллин, 1956. — Вып. 43. — С. 3-37.
  • Скворцов А. М. М. С. Куторга и П. И. Люперсольский: история взаимоотношений учителя и ученика / А. М. Скворцов // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009 .— N 28 .— С. 160-166.
  • Скворцов А. М. М. С. Куторга и В. М. Ведров : конфликт учителя и ученика / А. М. Скворцов // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009 .— N 37 — С. 162-168.
  • Филимонов В.А. М.С. Куторга и Н.И. Кареев: коммуникативная специфика и трудности верификации // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории – Вып. 30. М., 2010. – С. 223–235.
  • Фролов Э.Д. Университетская наука об античности. М.С. Куторга и его школа
  • Языков Д. Воспоминание о М.С. Куторге // Исторический вестник, 1886. – Т. 25. - № 9. – С.563-568.

Примечания

  1. Константинова А. Д. Жизнь и научная деятельность М. С. Куторги. С. 85-86, 100—101
  2. Константинова А. Д. Жизнь и научная деятельность М. С. Куторги. С. 103.
  3. Георгиев П. В. Русский панславизм 19 века и античная демократия : концепция политии М. С. Куторги // Ученые записки Казанского Государственного Университета 2008. — Т. 150. Кн.1, Серия Гуманитарные науки С. 214—218
  4. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 1. С. 77; Т. 2. С. 202, 220, 319
  5. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 2. С. 304—319
  6. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 1. С. 77-78
  7. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 2. С. 200
  8. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 2. С. 209—211
  9. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 2. С. 527—528
  10. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 1. С. 558.
  11. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 1. С. 524—525.
  12. Куторга М. С. Собр. соч. Т. 1. С. 559—560.

Tags: Каторга на галерах, фильм каторга по роману пикуля смотреть онлайн 2011г, каторга тобольск, каторга читать пикуль, корабль каторга 6 букв.