Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Ивченко александр васильевич, шевченко александр матвеевич.

Александр Георгиевич Ивченко
укр. Олександр Георгійович Івченко
Дата рождения:

23 ноября 1903(1903-11-23)

Место рождения:

Большой Токмак,
Запорожская область

Дата смерти:

1 июля 1968(1968-07-01) (64 года)

Страна:

 СССР

Научная сфера:

двигателестроение

Место работы:

ОКБ «Прогресс»

Известен как:

создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса.

Награды и премии


Александр Георгиевич Ивченко (19031968) — создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса, основатель Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс», доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, академик АН УССР, Генеральный конструктор ОКБ.

Содержание

Биография

Детство

Известный советский ученый, создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса, Генеральный конструктор Александр Георгиевич Ивченко родился в городе Большой Токмак Запорожской области (бывшей Таврической губернии) 23 ноября 1903 году в семье рабочего. Там он пошел в школу, и там прошли его детство и юность.

Семья у родителей Александра Георгиевича была большая — одиннадцать детей. Отец — Георгий Ефимович работал литейщиком на заводе «Фукс и Клайнер» (после переименованный в «Красный прогресс»). Мать — Елизавета Яковлевна всю свою жизнь посвятила семье и домашнему хозяйству.

Трудовая деятельность

Мемориальная доска на учебном корпусе Харьковского национального университета ХПИ

Трудовую деятельность Александр Георгиевич начал в 17 лет учеником литейного дела, а затем литейщиком на заводе имени Кирова в городе Большой Токмак. Высшее техническое образование Александр Георгиевич Ивченко получил в Харьковском механико-машиностроительном институте, окончив факультет «двигателей внутреннего сгорания» в 1935 году.

После окончания института Ивченко работал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на Запорожском заводе имени Баранова № 29 (теперь ОАО «Мотор Сич»). Затем был переведен в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей вначале в качестве рядового конструктора, а затем начальника конструкторской бригады.

Конструкторская деятельность

АШ 82
АИ 9-3В
Файл:Turbofan Ai-25.gif
Первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25

В 1938 году Александр Георгиевич был назначен ведущим конструктором по двигателю М-89 мощностью 1500 л.с. Двигатель устанавливался на самолеты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Петлякова (Пе-2А). После запуска двигателя М-89 в серийное производство Александр Георгиевич был назначен заместителем начальника серийно-конструкторского бюро и в серийном производстве продолжал работы по усовершенствованию этого двигателя.

После эвакуации завода в Сибирь (Омск) Александр Георгиевич назначается начальником серийного конструкторского бюро завода № 29, а затем заместителем главного конструктора.

Большие работы были проведены Александром Георгиевичем по внедрению в серийное производство двигателя АШ-82ФН, устанавливавшегося на самолеты Генерального конструктора Лавочкина — Ла-5 и бомбардировщики Туполева — Ту-2.

5 мая 1945 года приказом Народного комиссариата авиационной промышленности СССР было образовано ОКБ № 478 (первоначальное наименование ОКБ «Прогресс»). Начальником ОКБ был назначен Александр Георгиевич Ивченко, а ядро коллектива составили специалисты Омского завода, работавшие до эвакуации в Запорожье. В 1946 году Александр Георгиевич Ивченко стал главным конструктором завода № 478, а в 1963 году — Генеральным конструктором Государственного союзного ОКБ № 478.

Опытно-конструкторское бюро при непосредственном участии и под руководством Ивченко за период с 1945 года по 1968 год спроектировало и внедрило в народное хозяйство страны авиационную технику самого высокого технического уровня:

  1. Семейство поршневых самолетных двигателей: АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых самолетов и самолетов связи По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.
  2. Семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22.
  3. Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолетах Ми-1, Ми-6, Ми-10 и др.
  4. Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских, транспортных и десантных самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолета Бе-12.
  5. Первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40.
  6. Семейство двигателей наземного назначения:
    • двигатель АИ-2 для бензопилы «Дружба»,
    • гоночные двигатели семейства «Січ» для водномоторного спорта,
    • двигатель АИ-14РС для аэросаней «Север-2», Ка-30 и судна на воздушной подушке «Радуга»,
    • газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,
    • пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,
    • ГТП АИ-8П для генератора инертных газов ГИГ-4,
    • ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,
    • ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41

Отечественные турбовинтовые самолеты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира.

Александр Георгиевич был крупным ученым-конструктором в области авиационного двигателестроения, создателем целой гаммы оригинальных конструкций отечественных вертолетных и самолётных двигателей; состоял членом Научно-Технического Совета при Государственном Комитете по авиационной технике при Совете Министров СССР, членом Научно-Технического Совета Главного Управления Гражданского Воздушного флота, членом Координационного комитета по авиационной технике; участвовал в рассмотрении Госпроектов, будучи членом постоянной комиссии ГНТК АН УССР по турбинным силовым установкам.

Умер Александр Георгиевич Ивченко 1 июля 1968 года.

Научная деятельность

За научно-исследовательские работы по созданию авиационных двигателей большого ресурса Ученым Советом ЦИАМа Александру Георгиевичу Ивченко в ноябре 1962 года была присуждена ученая степень доктора технических наук. В июне 1964 года он стал академиком Академии наук УССР.

Награды и премии

Памятник Ивченко А.Г. рядом с ЗМКБ «Прогресс»

За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники Ивченко был награжден высокими правительственными наградами:

Память

  • В 1994 году постановлением Кабинета министров Украины конструкторскому бюро «Прогресс» присвоено имя академика А. Г. Ивченко, а с 1997 года новые двигатели, создаваемые конструкторским бюро, обозначаются «АИ».
  • По инициативе руководства «Ивченко-Прогресс» ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» (Москва) объявила 2003 год годом академика Ивченко.
  • В 2009 году Александру Георгиевичу был поставлен памятник рядом с КБ «Прогресс», посмертно решением президиума запорожского облсовета Александр Ивченко был награждён орденом «За заслуги перед Запорожским краем» I степени[1].

Источники

  • «Дзеркало Тижня» № 45 (470) 22 — 28 Листопада 2003 року

Примечания

  1. Запорожье богато известными людьми. г. "Горожанин" (28 мая 2009 г.).

Ссылки

  • Биография на сайте "Яндекс.Словари"
  • Гаев Ю. А. Авиаконструктор Александр Ивченко
  • Мемориальная доска Ивченко Александр Георгиевич в Запорожье.

Tags: Ивченко александр васильевич, шевченко александр матвеевич.