Метки: Домодедово взрыв, городская больница домодедово 8 марта, каширское шоссе 70 домодедово, домодедово отель.
(O)
|
||
---|---|---|
IATA: DME — ICAO: УУДД (UUDD) | ||
Информация | ||
Страна | Россия | |
Регион | Московская область | |
Тип | гражданский | |
Владелец | Ист Лайн | |
Местонахождение | Московская область, городской округ Домодедово
|
|
Хаб для | ||
Высота над уровнем моря | 167 м | |
Координаты | 55°24′31″ с. ш. 037°54′22″ в. д. / 55.4087861° с. ш. 37.9063139° в. д. (O)
|
|
Местное время | UTC +3 | |
Время работы | круглосуточно | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
14Л/32П | 3794х53 | армобетон |
14П/32Л | 3500x60 | армобетон |
Статистика (2014) | ||
Пассажиро- оборот (год) |
▲ 33 400 000 | |
Источники: Статистика[1][2] |
Домоде́дово (IATA: DME, ICAO: UUDD) — международный аэропорт, один из трёх основных аэропортов Москвы и Московской области. Расположен на границе городского округа Домодедово и Раменского района Московской области, в 45 километрах к юго-востоку от центра Москвы, в 22 километрах от МКАД. Официальное название — «Москва (Домодедово)».[3]
По итогам 2014 года является крупнейшим по величине пассажирооборота российским аэропортом, также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы[4].
Аэропортовый комплекс включает в себя лётное поле, образованное двумя независимыми параллельными взлётно-посадочными полосами (ВПП-1 и ВПП-2). Они расположены в двух километрах друг от друга, что делает Домодедово единственным аэропортом Московского авиационного узла, способным одновременно производить на своих полосах операции по взлёту и посадке. Обе ВПП сертифицированы по категории ICAO CAT IIIА. Реконструкция ВПП-1 сделала Домодедово первым российским аэропортом, имеющим возможности принимать пассажирский лайнер Airbus A380[5].
Пассажирский терминал аэропорта Домодедово имеет сертификат «С» IATA и является первым в России, прошедшим сертификацию по международному стандарту качества ISO 9001:2000[6].
Доля пассажиропотока аэропорта от общего объёма в Москве составляет 46 %. Рейсы из аэропорта Домодедово выполняют 82 авиакомпании по 247 направлениям по всему миру, 83 из которых уникальны для московского авиационного узла.[7] Среди партнёров аэропорта 48 иностранных авиакомпаний (12 из них представляют страны СНГ) и 28 российских. В 2014 году Домодедово, выбранный для полётов в Москву членами таких известных авиационных альянсов, как Star Alliance и Oneworld, обслужил 33,4 млн пассажиров.[8]
Владельцем аэропорта считается группа «Ист Лайн». Формально аэропорт принадлежит кипрской компании East Line, которая, в свою очередь принадлежит зарегистрированной на острове Мэн компании FML[9][10]. Осенью 2013 года газета РБК со ссылкой на пресс-службу Домодедово сообщила, что конечным собственником «предприятий, осуществляющих аэропортовую деятельность в Домодедово», является председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик, а сами эти компании находятся в российской юрисдикции.[11]
История аэропорта началась 13 ноября 1954 г., когда Совет Министров СССР принял решение о строительстве второго московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе селения Елгазино Подольского района Московской области. С таким предложением выступило Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.
21 декабря 1955 г. Совет утвердил проектное задание. Через год одновременно с началом строительства вышел приказ № 9 начальника Главного управления ГВФ «О создании Дирекции строительства второго московского аэропорта и назначении директором т. Иванова И. П.». Первоначально проект именовался «Москва II» и был закреплён за Дирекцией как объект № 306.
Днём рождения аэропорта Домодедово считается 7 апреля 1962 г. В этот день вышел приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово», в тексте которого значилось: «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт Домодедово и впредь именовать его московский аэропорт Домодедово».
После образования в 1963 г. линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских и выхода соответствующих приказов, из аэропорта начали осуществляться грузовые и почтовые рейсы на самолётах Ту-104 и Ил-18[12].
25 марта 1964 г. из Домодедова вылетел первый пассажирский рейс самолётом Ту-104 по маршруту Москва — Свердловск. 20 мая 1964 г. состоялось открытие аэровокзального комплекса. Регулярные пассажирские рейсы начали выполняться в 1966 г.
Аэропорт, находящийся на юго-востоке Московской области, задумывался как узловой для дальнемагистральных полётов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, кроме того, аэропорт обслуживал среднемагистральные маршруты в Поволжье и на Урал[13]. В Домодедове базировались самолёты семейств Ил и Ту.
С начала 1990-х годов аэропорт постепенно переходил под контроль туристической компании (впоследствии также авиакомпании) «Ист Лайн», созданной уральскими предпринимателями Антоном Баковым и Дмитрием Каменщиком. В 1992 г. их усилиями аэропорт получил статус международного. Баков вышел из бизнеса в 1994 году, Каменщик до сих пор возглавляет компанию[14].
В 1999 г. началась реконструкция аэровокзального комплекса. Она проходила в рамках Комплексной программы развития аэропорта до 2003 г., которая была утверждена Правительством Московской области и коллегией Федеральной авиационной службы РФ. В её рамках прошла практически полная реконструкция аэровокзального комплекса, который открылся в 2000 г. Деятельность аэропорта на время всего периода работ не прекращалась.
С 2004 по 2008 г. проходило расширение пассажирских терминалов. До 2013 г. руководство московского аэропорта Домодедово планирует увеличить площадь аэровокзального комплекса практически до 500 тыс. м²[15].
В 2011 году в рамках премии «World Airport Awards» аэропорт был признан лучшим в Восточной Европе.[16]
В аэропорту Домодедово были построены две взлётно-посадочные полосы с синтетическим и армобетонным покрытием. Расстояние между их осями составляет два километра, что позволяет одновременно производить операции по взлёту и посадке. Это единственный аэропорт в Московском авиационном узле, который располагает такими возможностями. Полосы во Внуково перекрещиваются, а расстояние между параллельными ВПП в Шереметьево требует строгой очерёдности выполнения взлётно-посадочных операций[17].
ВПП-1 длиной 3500 м была построена в 1962 г., а официально введена в эксплуатацию в 1964 г. Полоса была реконструирована дважды — в 1976 году и в 2007 году. Строительство ВПП-2 завершилось в 1968 году. Реконструировалась она лишь однажды — в 1981 году. Длина полосы — 3794 метра.
Обе ВПП имеют Сертификат соответствия стандартам высшей категории ICAO — IIIА, что позволяет аэропорту принимать воздушные суда всех используемых типов (имеющие бортовое оборудование инструментальной посадки) при горизонтальной видимости не менее 200 метров и высоте принятия решения (ВПР) не менее 30 метров. Пропускная способность полос, имеющих сертификат по этой категории, 20 и 60 воздушных судов в час при простых метеоусловиях (при сложных 7 и 12)[18].
На время реконструкции первой взлётно-посадочной полосы функции ВПП осуществляла магистральная рулёжная дорожка (МРД), которая была специально дооборудована до необходимого уровня.
В сентябре 2010 года в распоряжение ряда СМИ попал протокол совещания под председательством Владимира Путина, согласно которому Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину России было поручено «обеспечить финансирование и развитие московского авиатранспортного узла с учётом реконструкции существующих взлётно-посадочных полос в аэропортах Внуково и Домодедово и строительства третьей ВПП в аэропорту Шереметьево»[19].
В конце октября 2010 года Министр транспорта Игорь Левитин рассказал информационному агентству РИА Новости, что Министерство транспорта и аэропорт Домодедово ведут переговоры о строительстве третьей полосы[20]. После этого заявления полемика в СМИ о том, где целесообразно строить ВПП-3, возобновилась с новой силой. Руководство московского аэропорта Домодедово заявляет, что при строительстве полосы на прилегающих к нему территориях оно готово вложить собственные средства в их выкуп. Помимо этого, в случае принятия решения о строительстве новой ВПП в Шереметьеве, придётся переселять жителей нескольких населённых пунктов, которые уже обратились с просьбой не делать этого в открытом письме к премьер-министру Владимиру Путину. Помимо выселения деревень потребуется перенос русел или устройство водоперепускных сооружений для рек Клязьма, Альба, Ключи. Но и в этом случае на участке, зарезервированном аэропортом Шереметьево, может быть размещена полоса длиной 3200 метров вместо необходимых 3600 метров, что даст ограничения по приёму крупных воздушных судов[21].
По просьбе руководства Комитета по транспорту Государственной Думы РФ группа компаний «Прогресстех» подготовила независимый отчёт о состоянии Московского авиационного узла, в котором оценивает строительство новой ВПП в Шереметьеве в 45 млрд рублей, а в Домодедове — в 20 млрд рублей. Это связано с тем, что территории под строительство новых полос были зарезервированы руководством Домодедова ещё в 2005 г., и их площадь позволяет построить до 10 новых ВПП[22]. Собственники аэропорта заявили, что готовы самостоятельно выкупать необходимые для строительства участки, которые к тому же не требуют изменений природных условий и не заселены людьми[21].
Генеральный директор московского аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в своём блоге привёл в качестве основного аргумента в пользу управляемого им аэропорта то, что Шереметьево является государственным активом.
По мнению обозревателя «Российской газеты» Николая Злобина, вложенные в Шереметьево госсредства не найдут отдачи:
«Новая полоса будет в 8 км от терминала, из-за чего только транспортировка самолёта составит примерно 40 минут. Это не только лишает смысла бизнесмену лететь, скажем, из европейской столицы, увеличивая полёт на треть, но ведёт к резкому увеличению расходов авиакомпаний. Пассажиры, видимо, вообще будут приезжать за багажом на следующий день. Расстояние противоречит мировым стандартам безопасности для руления широкофюзеляжных самолётов — 5 км, после чего резко повышаются шансы на аварию из-за перегрева шасси. А спасателям придётся ехать 8 км, прежде чем начать спасать. Какие западные авиа- и страховые компании пойдут на такой риск?»— Как стать финансовым центром, официальный сайт «Российской газеты».
В связи с ростом пассажиропотока и необходимостью реконструкции второй ВПП, руководство аэропорта подняло вопрос о необходимости строительства третьей взлётно-посадочной полосы. ВПП-2, построенная в 1968 году, по информации представителей аэропорта Домодедово, может эксплуатироваться до 2014 года, после чего её необходимо закрывать на реконструкцию.
Несмотря на то, что Домодедово является частным аэропортом, его управляющая компания не может самостоятельно принять решение о строительстве новой ВПП. Причина заключается в том, что территория аэродрома, к которой относятся взлётно-посадочные полосы, не может быть по закону отдана в частные руки и принадлежит государству[23][24].
В 2014 году Росавиацией принято решение о строительстве новой ВПП в аэропорту Домодедово длиной 3800 м. Она расположится на расстоянии 287,5 м северо-восточнее нынешней ВПП-2 (параллельно ей). Стоимость строительных работ составит около 13 млрд руб. Во время строительства действующая ВПП-2 продолжит работать, что позволит сохранить пропускную способность аэропорта. После окончания строительства в 2016 году новая ВПП получит обозначение ВПП-2, а бывшая ВПП-2 будет переоборудована в магистральную рулёжную дорожку[25] Контракт на строительство получило СУ-1 МДС-Групп, стоимость новой ВПП и перронов составила 15 млрд рублей[26][27].
Нынешнее здание аэровокзального комплекса (АВК) — или пассажирский терминал — аэропорта Домодедово имеет площадь 135 тыс. м²[28]. На первом этаже располагаются острова регистрации, магазины, точки питания, зал ожидания, вылеты и прилёты внутренних и международных линий.
В аэропорту Домодедово действует островная система регистрации: в АВК располагаются четыре острова по 22 секции и три острова по 20 секций и ещё четыре секции для регистрации негабаритного багажа. Они систематизированы в соответствии с авиакомпаниями, осуществляющими рейсы. Острова регистрации и на внутренние, и на международные рейсы расположены под одной крышей в соответствии с трансферными технологиями, рекомендованными ICAO и IATA[29]. Это сделано для облегчения маршрута следования трансферных пассажиров. Кроме того, имеются 13 секций для регистрации трансферных пассажиров и в стерильной зоне аэропорта.
На втором этаже общей зоны аэровокзального комплекса, на который ведут эскалаторы или лифты, можно посетить различные магазины, кафе и рестораны, спа-салон, отделения банков. Там же находятся почтовое отделение, миграционная служба и представительства авиакомпаний.
В общей зоне прилёта внутренних линий (ВВЛ) на первом этаже расположены выдача багажа, медпункт, отделение полиции, выход на посадку на Аэроэкспресс. В стерильной или чистой зоне вылета внутренних авиалиний на обоих этажах имеются несколько уборных, медпункт, бизнес-залы, различные магазины и точки питания, в том числе сетевые.
В зоне прилёта международных воздушных линий (МВЛ) находятся фито-, санитарно-карантинный и ветеринарный контроли, выдача багажа, душевые, камера хранения и зал прилёта официальных делегаций. Два этажа вылета международных линий включают в себя медпункт, несколько бизнес-залов, магазины беспошлинной торговли и точки питания различных типов[30].
В штатном режиме электроснабжение объектов инфраструктуры аэропорта обеспечиваeтся двумя независимыми источниками ПС-425 «Яковлево» и ПС-663 «Взлётная» ОАО «МОЭСК», согласно разрешению на отбираемую мощность московский аэропорт Домодедово потребляет 23 МВт электроэнергии[31].
На втором этаже АВК работает круглосуточная бесплатная комната матери и ребёнка, рассчитанная на детей до восьми лет и на детей-инвалидов до 14 лет. В комнате есть условия для игр, кормления и сна ребёнка.
В Домодедове есть и залы отправления религиозных обрядов. В 2001 г. была открыта православная часовня во имя Архангела Михаила, а в 2002 — мечеть «Сафар».
Для пассажиров с ограниченными возможностями разработаны особые условия обслуживания. Например, крутящиеся двери в аэропорт снабжены специальной кнопкой на уровне сидящего человека. При нажатии на неё скорость вращения двери замедляется, что облегчает доступ в здание АВК. Лифты, ведущие на второй этаж, оборудованы выходами по обе стороны, а входы в магазины и точки питания имеют достаточную ширину для проезда в них кресла. Есть пандусы и специализированные уборные. Службы аэропорта по предварительному заявлению пассажира и авиакомпании могут обеспечить сопровождение пассажира до борта самолёта, оказав ему помощь в прохождении контроля[32].
Здание аэровокзального комплекса в нынешнем виде открылось в 2000 г. Но его реконструкция на этом этапе не закончилась. В 2003 г. руководство управляющей компании заявило о намерении построить ещё три пассажирских терминала, которые станут продолжением существующего без изменения концепции under-one-roof[33].
В 2010 г. пресс-служба аэропорта сообщила о дальнейшем расширении терминала, площадь которого должна достигнуть почти 500 000 кв. м[34].
В 2007 году в аэропорту Домодедово была установлена система автоматических объявлений. Она работает на основе алгоритмов объединения звуковых фрагментов. Каждое объявление подаётся системой на трёх языках: русском, английском и национальном языке направления прилёта или вылета. В Домодедове автоматически зачитываются объявления на более чем 20 национальных языках, в том числе на русском, английском, азербайджанском, армянском, арабском, вьетнамском, иврите, испанском, итальянском, киргизском, немецком, португальском, тайском, турецком, узбекском, украинском, французском, хинди, японском и других национальных языках стран отправления и прибытия рейсов. Система позволяет организовать вещание на неограниченном количестве языков[35][36]. Дикторы аэропорта самостоятельно зачитывают лишь специальные объявления, например, в том случае, если пассажира просят куда-нибудь подойти. Автоматическая система сортировки багажа работает в Домодедове с 2008 г. Помимо сортировки, она осуществляет многоуровневый контроль багажа и обеспечивает максимальную степень обнаружения в нём запрещённых к провозу веществ[37].
С World Tracer, разработанной совместно компанией SITA и ИАТА. Она позволяет отслеживать статус багажа, даже если он был отправлен по неверному направлению.
На багаж, не востребованный пассажирами, в World Tracer заполняется стандартный файл, в котором багаж, а также все обстоятельства его обнаружения подробно описываются. В это же время в другом аэропорту пассажир, не получивший этот чемодан, составляет на него заявку, указывая рейс, дату, цвет багажа, отличительные признаки. В автоматическом режиме система сразу начинает поиск: сравнивает файлы на найденный и потерянный багаж. В первую очередь определяется совпадение по номерам багажных бирок. В случае их отсутствия система сравнивает такие параметры, как информация о владельце багажа на именной бирке, цвет чемодана и надписи на нём, в те аэропорты, которые создали эти файлы, поступает сообщение. Специалист группы розыска багажа его обрабатывает и определяет, об искомом ли чемодане идёт речь или просто о похожем. И так пока багаж не найдётся.— «Что делать, если ваш багаж потеряли»[38]
Кроме этого пассажиры, вылетающие из Московского аэропорта Домодедово, могут воспользоваться услугами саморегистрации как в пассажирском терминале, так и с помощью CUSS (Common Use Self Service), через которые пассажир может получить свой посадочный талон, не ожидая очереди на стойке регистрации, где работает агент, оставить багаж на специальной стойке авиакомпании (Drop Off) и пройти на посадку[39]. Используется и технология Reprint, благодаря которой пассажиры без багажа могут зарегистрироваться на рейс через мобильный телефон. Терминал Reprint, считывая данные 2D-штрихкода с мобильного телефона пассажира, печатает посадочный талон, который затем предъявляется при прохождении линии авиационной безопасности. Это позволяет регистрироваться на рейс заранее или по дороге в аэропорт, тем самым уменьшая временные затраты пассажиров на регистрацию[40].
В советское время аэропорт использовался исключительно для внутренних рейсов, а в 1992 году получил статус международного. По данным за 2012 год на долю внутрироссийских рейсов приходилось около 41 % пассажиропотока (11,6 млн чел.), на международные авиарейсы — около 59 % (16,6 млн чел.).
Крупнейшими авиаперевозчиками, использующими Домодедово, являются Трансаэро, S7 Airlines, Глобус, на которые приходится около 40 % всех рейсов и около половины внутрироссийских.
По состоянию на январь 2015 года полёты из аэропорта выполняют около 82 авиакомпаний по следующим направлениям[41]:
Лидером московского авиационного узла по количеству обслуженных пассажиров Домодедово стало ещё в 2005 г., обогнав Шереметьево[48].
Пассажиропоток аэропорта составил в 2012 году 28,2 млн человек (рост 9,6 % по сравнению с 2011 годом). В 2012 году аэропорт Домодедово обслужил 253,5 тыс. рейсов, что на 4,2 % больше по сравнению с 2011 годом. Грузопоток в 2012 году вырос на 4,3 % и составил 196 984 тонны[49].
Год | 1990 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Пассажиропоток, млн пасс. | 16,6[50] | 20,4[51] | 18,7[52] | 22,3[53] | 25,7 | 28,2[54] | 30,7 | 33,4 |
К западному крылу аэровокзала примыкает крытая платформа Аэропорт Домодедово, конечная на ветке от станции Домодедово Павелецкого направления. Виды сообщения по состоянию на февраль 2015 года:
Аэропорт связан с городом Москвой автодорогой, вблизи МКАД примыкающей к Каширскому шоссе. В связи с пробками время движения до аэропорта сильно зависит от времени суток. Маршруты общественного транспорта:
Аэропорт выпускает собственный полноцветный журнал «Домодедово» для авиапассажиров. Издание выходит ежемесячно (за исключением января — февраля, когда выходит номер за два месяца сразу)[55]. Тематика — широкая (от новостей авиакомпаний до статей про моду, путешествия и бизнес).
В московском аэропорту Домодедово не раз проходили воздушные «Крылья Октября». В 1971 г. в Домодедово прилетали французские лётчики, которых встречали на истребителях МиГ-21ФЛ
В аэропорту Домодедово имели место некоторые происшествия и катастрофы[57], в частности:
В Домодедове очень часто проходили испытания новых видов самолётов. Например, в 1966 г. велись эксплуатационные тесты Ил-62, а в 1993 — Ил-96-300.
Первый в истории мировой авиации сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 начал осуществлять свои регулярные рейсы из Домодедова в Алма-Ату в 1977 г. Полёты были прекращены в связи со снятием самолёта с эксплуатации.
16 октября 2009 года крупнейший в мире пассажирский лайнер Airbus A380 успешно совершил посадку в международном аэропорту Домодедово. Домодедово — один из трёх аэропортов в России, которые сертифицированы для приёма Airbus A380 (также Толмачёво и Шереметьево). Всего A380 пробыл в России два дня, в течение которых его показали руководителям авиакомпаний и журналистам. У участников мероприятия была возможность не только наблюдать демонстрационный полёт и посадку авиалайнера, но и побывать на борту двухпалубного гиганта. Лайнер пробыл в Москве до 17 октября, после чего отправился на международный аэрокосмический салон в Сеул (Южная Корея)[60].
1 декабря 2012 года лайнер Airbus A380 компании Emirates выполнил первый регулярный рейс в Россию. Самолёт используется на одном из двух ежедневных рейсов в Дубай[61].
Домодедово (аэропорт) в Викиновостях? |
Московский авиационный узел | ||
---|---|---|
Москва | ||
Московская область |
|
|
Недействующие |
Tags: Домодедово взрыв, городская больница домодедово 8 марта, каширское шоссе 70 домодедово, домодедово отель.