Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Дима горчаков истра, горчаков дмитрий николаевич сызрань, горчаков дмитрий валентинович, горчаков дмитрий валерьевич ип.

Д. П. Горчако́в

Князь Дми́трий Петро́вич Горчако́в (1 (12) января 1758, село Пушкино Костромского уезда Костромской губернии — 29 ноября (11 декабря) 1824, Москва) — русский поэт-сатирик и драматург.

Биография

Принадлежал к небогатой костромской ветви старинного княжеского рода. Получил домашнее образование, владел французским и немецким языками, интересовался философией и естественными науками. Служил в военной службе с 1768.

Участвовал в походах под Хотин, в Валахию, на Кубань и в Крым. Выйдя в отставку в чине секунд-майора (1782), жил в Москве, в тульском и костромском имениях, занимался рационализацией хозяйства. Волонтёром сражался под Измаилом (1790), в сражениях отличился, был ранен при штурме и был отмечен в донесении А. В. Суворова.

При императоре Александре I поступил на гражданскую службу. Занимал должности губернского прокурора в Пскове (1807), затем в Таврической губернии (18071810), позднее служил в Министерстве народного просвещения в Санкт-Петербурге (1811), правителем канцелярии М. И. Кутузова при Молдавской армии (18111812), вице-губернатором (18131814), исполняющим обязанности губернатора (18151816) в Костроме. Последние годы жизни провёл главным образом в Москве.

Литературная деятельность

Литературную деятельность начал в московском кружке Н. П. Николева. Был дружески связан со своим родственником Д. И. Хвостовым, а также с Ф. Г. Кариным. Принимал участие в литературной борьбе 1780-х годов сатирами и эпиграммами против Д. И. Фонвизина, А. О. Аблесимова, Я. Б. Княжнина, В. В. Капниста. В печати выступил в качестве автора комических сатирико-бытовых опер на сказочные сюжеты «Калиф на час» (Москва, 1786) и «Счастливая тоня» (Москва, 1786), обе по сказкам «Тысячи и одной ночи»; «Баба Яга» (Калуга, 1788). В ноябре 1799 в Санкт-Петербурге ставилась его комедия в стихах «Беспечный». Несколько стихотворений поместил в альманахе «Аониды» (1796) и в журнале «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793, под псевдоним «20.4.3» или К. Д. Г.). Опубликовал повесть с автобиографическими мотивами «Пламир и Раида» (Москва, 1796), в которой усматривают подражание «Страданиям юного Вертера» Гёте.

В историю литературы он попал за свои в основном рукописные сатиры, которые производили впечатление на современников. Уже к началу XIX века за Горчаковым закрепилась репутация «русского Ювенала», благодаря преимущественно известным в списках произведениям. Среди них наиболее значительной считается сатира «Разговор. Он и Я» (около 1790), в которой обличение общественных пороков сочетается с горацианскими призывами к умеренности и уединению. В стихотворении «Беспристрастный зритель нынешнего века» (около 1794; опубликовано в сокращённой редакции под названием «Таков ныне свет!» в журнале «Минерва», 1806, ч. 2, № 20) обозначена тема невозможности исправить нравы ни законами, ни сатирой. Наибольшей известностью пользовалось «Послание к князю С. Н. Долгорукову» (около 1807; в списках также под названием «Невероятные»), нацеленная против «полупросвещения» и засилья иностранной моды в нравах и литературе, против пренебрежения ко всему русскому (реминисценции сатиры обнаруживаются в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума»).

Горчаков ввёл в русскую литературу форму «святок» (подражание французскому сатирическому «ноэлю»), которая получила развитие в творчестве А. С. Пушкина и П. А. Вяземского. Первые «Святки» (начало 1780-х годов) были посвящены литературным конфликтам. Другие (конца 1780-х годов) затрагивали Г. А. Потёмкина, А. А. Безбородко, С. И. Шешковского и выражали негативное отношение к фаворитизму царствования Екатерины II. Позднее в стихотворении «Русский у подошвы Чатырдага» (1807, с постскриптумом 1810; опубликовано в 1871) поэтизировал «славную» эпоху Екатерины II.

Преклонение перед Вольтером, антиклерикальные мотивы, вольные «ноэли» создали Горчакову репутацию вольнодумца и атеиста. Благодаря ей ему приписывались наиболее резкие из произведений вольной поэзии, в частности, «Святки» Вяземского; Пушкин в 1828 пытался выдать «Гавриилиаду» за сочинение Горчакова.

В 18041806 сотрудничал в журнале «Друг просвещения», противостоявшем карамзинистам. В 1807 был избран членом Российской академии, сблизился с руководителями «Беседы любителей русского слова» А. С. Шишковым, А. С. Хвостовым, П. М. Карабановым. С 1811 был действительным членом «Беседы любителей русского слова», деятельно участвовал в его заседаниях в 18111812. Относился отрицательно к карамзинскому направлению и к немецкой трагедии или драме, окрестив её «коцебятиной» по имени одного из более плодовитых драматургов этого рода Августа Фридриха фон Коцебу. Опубликовал рассуждения «О суетности. К А. С. Хвостову» и «Об уединении. К А. С. Таранову» в «Чтении» (18121813). Предметом его сатир являлось также обилие периодических изданий: «И наконец я зрю в стране моей родной журналов тысячи, а книги ни одной!»

Последнее выступление Горчакова в печати — посвящённые М. И. Кутузову «Стихи на изгнание неприятеля из России» («Сын Отечества», 1813, № 15). Неизданные стихи Горчакова посмертно опубликованы Б. М. Фёдоровым в альманахе «Памятник отечественных Муз» на 1827 и 1828). Сочинения князя Д. П. Горчакова с очерком его жизни, составленном по литературным источникам и семейным воспоминаниям, изданы в Москве в 1890 г. его внучкой Е. С. Горчаковой.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Литература

  • Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 1: А — Г. Москва: Большая российская энциклопедия, 1989. С. 644—645.

Tags: Дима горчаков истра, горчаков дмитрий николаевич сызрань, горчаков дмитрий валентинович, горчаков дмитрий валерьевич ип.