Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Метки: Всеобщее школьное образование, всеобщее избирательное право понятие и гарантии, всеобщее образование это.

Гегельянство


Основные понятия
Абсолютный дух
Национальный дух
Абсолютная идея

Всеобщее, Диалектика
Антитезис, Снятие
Несчастное сознание

Тексты
Феноменология духа

Наука логики
Лекции по философии истории

Течения
Младогегельянцы

Тюбингенская школа

Люди
Штраус, Бауэр, Маркс

Грин, Брэдли, Мак-Таггарт
Кроче, Джентиле
Кожев

Всео́бщее (нем. Allgemeinheit) — абстрактное единство предметов согласно определенному свойству или отношению, благодаря которому они мысленно объединяются в некоторое множество, класс, род или вид. Термин введен Гегелем и использовался преимущественно гегельянцами, однако он имеет древнюю историю.

Содержание

Всеобщее в истории философии

По мнению Ильенкова, проблема всеобщего поднимается еще в античной философии. Всеобщее усматривалось в первоначале. В классической философии всеобщее отождествлялось одновременно с абстракцией и сущностью вещей (например, идеи Платона или рода сущего у Аристотеля). В средневековой философии проблема всеобщего раскрывалась в спорах об универсалиях. Британские философы усматривали во всеобщем чистую абстракцию и игру воображения. Кант отождествлял всеобщее и априорное.

Всеобщее в философии Гегеля

В философии Гегеля всеобщее pассматpивается в соотношении с единичным и особенным. Все единичное конечно и познается опытным путем. Сфеpа особенного - это законы явлений. Гегель утвеpждает, что если нет всеобщего, то не может быть ни чувственно-воспpинимаемого единичного, ни одного особенного закона естествознания. Без всеобщего вообще не может быть ни одной мысли. Но всеобщее в опыте не дано. Высшим содеpжанием понятия всеобщего является единство мышления и бытия, пpиpоды и духа, которое составляет предмет философии[1].

Гегель отличал подлинно всеобщее (идею) от просто общего или абстрактно всеобщего (формы человеческого представления). Абстрактно всеобщее есть словесно зафиксированное тождество ряда явлений друг другу, совпадающее с тем, что у Канта называется «понятием рассудка». Подлинное (конкретное) всеобщее есть прежде всего закон существования и изменения бесконечного ряда единичных и особенных явлений. Такое всеобщее уже нельзя понимать как простое сходство и тождество ряда явлений друг другу. В качестве закона, управляющего процессом превращения единичных и особенных явлений друг в друга, конкретное всеобщее есть «душа единичного». Всеобщее есть субстанция единичного.

Всеобщее в диалектическом материализме

Отвергнув гегелевское толкование всеобщего как порождение абсолютной идеи, классики марксизма-ленинизма показали, что категория всеобщего есть отражение реально всеобщего, т.е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно всеобщее отражается в мышлении в форме системы понятий, определений.

Примечания

  1. Философия Гегеля и проблема гуманизации высшего образования

Ссылки

  • Ильенков Э. Всеобщее

Tags: Всеобщее школьное образование, всеобщее избирательное право понятие и гарантии, всеобщее образование это.