Faberlic-partner.ru

Faberlic-partner.ru - фатоватый ресурс

Аристи́д Квинтилиа́н (греч. Ἀριστείδης ὁ Κοιντιλιανός, лат. Aristides Quintilianus), греческий философ-неоплатоник, теоретик музыки, автор трактата «О музыке» (Περὶ μουσικῆς) в трёх книгах. Трактат о музыке сохранился в 56 рукописях преимущественно XIV—XV вв. (одна рукопись датирована концом XII в.). Датировка трактата затруднена: terminus post quem — (критически) упоминаемый Аристидом Цицерон[1], terminus ante quem — Марциан Капелла, цитирующий Аристида в 9-й книге своего трактата «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Согласно американскому учёному Т. Матисену, глубоко исследовавшему рукописные источники, научный метод и музыкально-теоретическое учение Аристида, трактат написан в конце III—начале IV вв. н. э.[2]

Трактат Аристида, состоящий из пролога, трёх книг и эпилога, непохож на обычный учебник гармоники. Необычность его в причудливом соединении, с одной стороны, обычного для этого жанра специфически научного обзора категорий музыки (очевидна преемственность с учёной традицией Аристоксена), с другой стороны, её расширенного философско-этического (не без влияния «Диалогов» Платона) обсуждения.

В первой книге наряду с общеизвестными сведениями об интервалах и родах мелоса Аристид даёт собственную классификацию музыки и развивает учение о 15 ладах (tropoi; наряду с пятью базовыми в это число входят их гипер- и гиповарианты) и ладовых метаболах. Нотация тропов (ладов) аналогична той, что известна нам по таблицам Алипия. Учение о ритмике и метрике обнаруживает параллели с Аристоксеном, но также с Гефестионом и Дионисием Галикарнасским. Ценность представляют также (редкие для античности) элементы учения о мелодии и связи её со стихом (известно как Мелопея).

Вторая книга Аристида исследует вопросы музыкального воспитания, главным образом в аспекте воздействия музыки на душу человека. Основные источники музыкальной этики Аристида — Платон, Аристотель и Плутарх. В третьей книге вводится пифагорейская музыкальная арифметика (в том числе кратко излагается деление монохорда), которую Аристид вписывает в контекст неоплатонической онтологии.

Трактат Аристида не был известен в средневековой Европе (только в той мере, в какой учёные музыканты пересказывали главы из Марциана). Некоторый интерес к нему возник в эпоху Возрождения (впервые в трактатах Гафури и Салинаса) и барокко (Мерсенн, Кирхер). После фундаментальной публикации Мейбома (1652, с латинским переводом и комментарием) Аристид занял почётное место в пантеоне древних исследователей музыки.

Примечания

  1. При этом Аристид обсуждает именно те «музыкальные» места из текстов Цицерона, которые до наших дней не сохранились, а именно из диалога «Государство» и речи в защиту актёра Росция. Таким образом, проверить критику Аристидом Цицерона не представляется возможным.
  2. Mathiesen T.J. Apollo’s Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln (Nebraska), London, 1999, p.524.

Библиография

  • Aristidis Quintiliani De musica libri tres // Antiquae musicae auctores septem, ed. M. Meibom. vol.II.- Amsterdam, 1652, pp. 1-164 (редакция греч. текста с переводом и комментарием на лат. языке).
  • Winnington-Ingram R.P. Aristidis Quintiliani De musica libri tres.- Leipzig, 1963 (новая редакция греч. оригинала).

Переводы:

  • Aristeides Quintilianus von der Musik, eingeleitet, übersetzt und erläutert von R.Schäfke.- Berlin, 1937 (перевод на нем. язык с комментарием, без греч. оригинала).
  • Mathiesen T.J. Aristides Quintilianus on Music in Three Books.- New Haven, CT, 1983 (англ. перевод без греч. оригинала, с учетом исправлений редакции Уиннингтона-Инграма).
  • Aristides Quintilianus. De musica // Barker A. Greek Musical Writings, vol. II: Harmonic and Acoustic Theory.- Cambridge, 1989, pp.392-535 (ещё один перевод на англ. язык).

Исследования:

  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М.: Искусство. 1988. Кн. I. С. 319—324.